Misha Mishenko — Somnipedie (2014)

Misha Mishenko - Somnipedie (2014)

Misha Mishenko — Somnipedie (2014)

Релиз: 25 февраля 2014

25 февраля состоялся релиз крайнего альбома от одного из наиболее ярких, на мой вкус, композиторов новой волны — Миши Мищенко, творящего в направлениях: neoclassic и ambient, хотя, пожалуй, не следует столь уж безапелляционно загонять подобное творчество в рамки жанров и музыкальных направлений.

Альбом именуется — Somnipedie. Не самое, надо сказать, благозвучное название для отечественных ушей. И возможно кого-то отпугнёт. Тем не менее, я настоятельно рекомендую его к прослушиванию.

Мои познания в латыни не столь велики, но, судя по всему, на русский язык название можно перевести как: «Приход сна» или «Шаги сна». Пожалуй, время прихода сна, и правда то самое время, для которого подобная музыка может служить саундтреком. Время, когда происходит загадочный переход из одного состояния в другое, рождающий обрывки причудливых образов, и погружающий во что-то одновременно: мягкое, вязкое и обволакивающее.

Нетрудно догадаться, что содержимое таких альбомов очень сложно описывать. Ещё Иммануил Кант в «Критике чистого разума» говорил, что даже все математические суждения являются синтетическими, т. е. основанные на жизненном опыте и наблюдении за чем-то вполне зримым. Дескать, дети начинают учиться счёту на примере яблок, апельсинов, пакетов с кефиром и разноцветных карандашей, потому что так понятней и наглядней. С ходом времени ничего особо не меняется. Люди оперируют теми величинами, которые им ближе. Подходящими миру, в котором они живут. Даже для запоминания номеров квартир и телефонов, каждый выводит собственную философию: кто-то цепляется за даты исторических событий, кто-то выводит формулы, кто-то ищет закономерности среди расположения кнопок телефона или сочиняет особые рифмы.

С пониманием этой музыки, примерно то же самое. Каждый видит в ней что-то своё. Что-то близкое, знакомое с детства и наполняющее его собственную реальность.

Такая музыка похожа на абстрактную импровизацию. Или моменты, когда человек садится за рояль и начинает неспешно, бесцельно перебирать клавиши, а потом вдруг цепляется за какой-то аккорд, и отрывисто звучащие ноты начинают изливать мелодию. На мой взгляд, такая подача материала как нельзя лучше гармонирует с названием пластинки.

«Somnipedie» таит в себе приёмы, которых я не замечал на прежних работах автора. Хотя Михаил и тяготеет к «скандинавской неоклассике», прежние его работы не изобиловали таким количеством звуков природы и этнических мотивов, так что теперь можно говорить не только о neoclassical и ambient, но и о new age.

Впрочем, не следует ждать чего-то чрезмерного. Музыкальный жанр, в котором работает Миша Мищенко, пропитан духом времени, он тяготеет к короткому песенному таймингу, не порождая получасовых произведений, столь характерных для академического искусства. Но не стоит здесь ждать и столь привычных, милых сердцу рокера, взрывных переходов и ускорений темпа в рамках одного трека.

Приземлённая в некоторой степени до уровня массового продукта, эта музыка не перестала быть камерной, это музыка для архаичных залов с хорошей акустикой и рядами кресел у сцены. Ей не место в жарких залах с танцпартером и барами, но возможно найдётся место в сердцах тамошних посетителей.

Текст: Михаил Субботин