Iamthemorning — Belighted (2014)
Релиз: 15 сентября 2014
В 60-х годах, когда музыка во всех своих проявлениях претерпевала значительнейшие изменения, среди прочих творческих откровений появилось направление, которое называли барокко-поп или барокко-рок (обычно эти два понятия разделяют, хотя серьёзных различий в них не наблюдалось). Это был поп-рок, игравшийся при посильном участии струнных и клавишных инструментов. Собственно говоря, и сейчас мало кто может сказать, чем же такое творчество отличалось от симфоник-рока, к примеру. Барокко-рок и правда чрезвычайно размытый термин, к этому направлению в той или иной мере обращались многие крупные исполнители. К примеру, The Beatles в «Yesterday» или Rolling Stones в «Lady Jane». Но по большому счёту никто не играл в таком стиле постоянно. Исполнители, играющие исключительно в подобном ключе появились куда позже. В 90-х. Можно сказать, что конец XX — начало XXI века стали периодом ренессанса для этого жанра музыки.
Речь здесь пойдёт о коллективе под названием «Iamthemorning» и его свежем творении — «Belighted». Iamthemorning одна из тех групп, которые с завидным упорством появляются на свет и вопреки моде, рождают произведения, руководствуясь классической традицией, пусть и адаптированной для современных реалий. Именно такие вот коллективы и спровоцировали возрождение барокко-рока в куда более подходящей для него форме. Наполнили смыслом, превратив в нечто большее, нежели удачная находка для аранжировки отдельно взятого трека.
Барокко-рок получил второй шанс, когда в музыкальном мире царствовали гранж и альтернативный рок. Возродившись в начале 90-х под именем chamber rock/pop, он стал реакцией на их до безобразия простые аранжировки, «грязный» звук, кич и стандартные мотивы. Он стал реакцией на всю стандартизированную, иногда слегка неопрятную, иногда излишне динамичную жизнь общества. Chamber rock сулил эстетику и уникальность каждой отдельно взятой мелодии, столь характерные для классической эпохи. Сулит и поныне, Iamthemorning тому великолепное подтверждение. Здесь сложно говорить о вторичности творчества или его простоте, впрочем, это не отменяет того, что оно (творчество) может быть минималистично и зачастую, совсем непонятно. «Belighted», как и прежняя работа коллектива (альбом назывался Iamthemorning) наполнен призрачной, «хрупкой» атмосферой, порой щедро сдобренной красками прогрессивного рока. Наверное, не зря данную творческую единицу иногда причисляют к исполнителям пост-рока, ведь здесь всё подчинено передаче чувств и эмоций, а не каких-то сюжетных перипетий.
Самым заметным представителем барокко-рока в России к началу «нулевых» стала московская группа «Мельница». Жирные полифонии и излишняя камерность которой, отнюдь не отпугивала публику столичных клубов, а даже скорее наоборот, выделяла из общего сонма типичных рок-идолов. С чьей-то лёгкой руки, направление, в котором работала «Мельница» стали называть нео-барокко, хотя, сути дела это не меняло. Весьма внушительный состав группы и правда более всего походивший на барочный ансамбль, исполнял сочно аранжированные баллады, поглощавшие своей глубиной и пронзительностью. Но так продолжалось лишь до выхода второго альбома, после чего внутренние дрязги изменили состав коллектива до неузнаваемости и «Мельница» начала движение к более прогрессивному звучанию, куда более напоминающему классический европейский фолк-рок.
Внутреннее устройство Iamthemorning нисколько не напоминает устройство московского коллектива. Здесь и о группе-то можно говорить лишь с большой натяжкой. По сути это дуэт — творческий союз пианиста Глеба Колядина и вокалистки Марьяны Сёмкиной, который при необходимости дополняется другими музыкантами, играющими роль специй и приправ к и без того аппетитному блюду. В «Belighted» такую роль исполнил барабанщик King Crimson и Porcupine Tree — Гэвин Харрисон (Gavin Harrison). Огромный опыт, и широта взглядов которого, позволили создать уникальную ритмическую основу для каждого отдельно взятого трека.
Но всё-таки музыка Iamthemorning это клавиши и вокал, пластинка «Belighted» лишь подтвердила сей факт. Это знаете ли такой диалог музыки и голоса пробивающийся к нам откуда-то из мира грёз, и дополняемый для пущей атмосферности: гитарными, струнными или электронными элементами.
«Belighted» это яркое путешествие, или сон, настигший человека за чтением книги. Это, безусловно, музыкальный эскапизм. Бегство от серой реальности в иллюзорные миры, хрупкие сновидения и неведомые дали. Это собственный, маленький мир подобный кукольному домику, это собственная дорога, конец которой подёрнут туманом и совершенно не виден. Это музыка для тех, кто привык мечтать и фантазировать.
Конечно же, в современном мире сложно представить музыку без переплетения жанров и направлений. «Belighted» в этом вопросе исключением не является. Chamber rock, progressive rock, переплетаются с клавишными партиями отправляющими слушателя то в эпоху композиторов-романтиков, то в эпоху позднего барокко. А шумовые вставки добавляют трекам пущей жизни и атмосферы, порой срывающейся в какой-то музыкальный хаос.
15 треков представленных на пластинке очень сложно сравнивать с чем-то слышанным в последнее время, они исполненные и сведены на чрезвычайно высоком уровне, характерном лишь для самых серьёзных артистов.
Такого рода альбомы формируют параллельную музыкальную вселенную, здесь вроде бы всё как у всех, всё так же как у прочих музыкантов, но в то же время по-другому. Здесь царят те же законы творчества, здесь столь же сильно влияние массовой культуры, здесь та же музыка, только сыгранна она иначе. На других инструментах. Где на смену «горстям» аккордов приходит гармония. Это то, что так любимо слушателями всех рок-направлений — оркестровая аранжировка песни, просто очень маленькая, сыгранная силами всего нескольких людей (собственно, это и есть барокко-рок).