КняZz — Магия Калиостро (2014)

КняZz - Магия Калиостро (2014)

КняZz — Магия Калиостро (2014)

Релиз: 25 сентября 2014

Начав приобщаться к альбому «Магия Калиостро» от музыкального коллектива «КняZz», я как-то сразу впал в воспоминания о подростковых годах. Хотелось сравнить ощущения, и главное, было что сравнивать!

Группа «КняZz» в целом и Андрей Князев в частности, с самого начала своего автономного творческого пути придерживались стилистики и звучания, характерных для «КиШа» десяти-пятнадцатилетней давности.

«Король и Шут» всё ещё вполне успешно продолжал своё существование, отойдя от прежней стилистики, в поисках свежего звучания и новых вызовов. Впрочем, не исключено, что вся эта отстранённость от прежнего и старого, была следствием ухода «Князя«, ведь его манера стихосложения без сомнения была в прошлом одной из визитных карточек группы. Местами наивная, зачастую лишенная должной эстетики и глубины, она формировала удивительный, ни на что непохожий мир.

Мало кто задумывается над вопросом — что это было за направление? По сути и идеям очень похожее на западный horror punk и psychobilly, но совершенно не напоминающее их по звучанию, да и персонажи здешних «страшилок» были совершенно иными, непохожими на фольклорный элемент городских легенд, что рождались на улицах больших и малых городов западной Европы и северной Америки.

Стихи Андрея Князева создавали странный пасторальный мир, в котором царили не свежесть и умиротворение под лучами яркого солнца в бескрайних лугах, и пенье птиц, наполняющее лесные опушки. Здесь царила густая атмосфера ужаса, скрывающегося в подвалах и клубящегося под стрехами покосившихся хибар, затерянных где-то в лесу, или жуткие секреты селений, забытых всеми богами где-то вдали от цивилизации. Тема шутовского, а позже и циркового представления, стала доминировать в творчестве группы чуть позже, но и она была весьма успешно раскрыта, исчерпав себя без остатка.

Но «Князь» с удивительным упорством и размахом, взялся за новый проект. Выпуская по пластинке в год, он вполне успешно работал на ниве прошлых заслуг. «Письмо из Трансильвании» продолжило прежние традиции, и вестимо пришлось по вкусу фанатам, скептически относившимся к тому, что Король и Шут отошел от привычных канонов. Кроме того, труба, повсеместно использовавшаяся в аранжировках нового материала, изрядно раскрасила новыми красками привычные сюжетные перипетии. «Тайна Кривых Зеркал» и «Роковой Карнавал«, так же искрились набором разномастных историй постепенно расширяющих и размывающих привычные событийные рамки, продлевая скорбное существование уже знакомых персонажей, и даря жизнь новым. По сути, альбомы эти были очень похожи друг на друга, а нутро их полнилось весомым песенным багажом. Находить что-то новое и интересное, ничего не меняя в собственном творчестве, стало весьма проблематично.

Так пришло время «Магии Калиостро«. В первую очередь здесь цепляется за уши то, что музыка стала куда менее ритмичной. Её теоретически можно было бы сравнить с «Акустическим альбомом» («Король и Шут». 1999 год), но мне кажется, это не очень уместно, всё-таки материал здесь несколько иного характера.

Можно было бы сказать, что это возвращение к корням, с привнесением в музыку какой-то доли лиричности, но и это будет не совсем верно. Альбом и правда несёт в себе что-то от старого доброго «Короля и Шута» со стыка тысячелетий, но это «что-то» столь неуловимо, что я не возьмусь его охарактеризовать. Да и тексты всё больше несут на себе следы массовой культуры, полнящей ныне телеэкраны и залы кинотеатров. Здесь картины вездесущего зомби-апокалипсиса и аллюзии на концовку третьего сезона «Игры престолов» (но только аллюзий, сюжет здесь всё-таки иной), соседствуют со всевозможными инквизиторами, творцами с помутившимся рассудком и лирическими героями которых нестерпимо терзают воспоминания, а так же прочими привычными персонажами.

В музыкальном плане, содержимое «Магии Калиостро» очень сложно воспринимать как панк-рок, а если и можно, то лишь эпизодически. Я бы сказал, что это классический пример русского рока.

Многие считают, что «русский рок» это весьма расплывчатое определение, которое годится разве что, для обозначения плеяды отечественных рокеров, формировавших образ российской рок-сцены вплоть до конца девяностых. И ныне, перейдя в разряд легенд или просто заслуженных исполнителей, периодически озаряющих своим светом концертные залы во всех уголках СНГ и стран Балтии. Я склонен думать, что это в корне неверное убеждение. Русский рок, это вполне самостоятельное музыкальное направление, отнюдь не всеобъемлющее для отечественной рок-сцены.

Это такая архаическая форма самовыражения, начавшая проявлять себя ещё в середине 60-х, а к концу 70-х годов оформившаяся в полноценное движение. Движение сформированное на основе рок-музыки, скудно пробивавшейся сквозь «железный занавес». Накрепко завязанное в творческий узел с манерой исполнения и стихосложения местных бардов, творчество которых, будущие музыканты могли постигать без особых ограничений, и на творчестве которых, во многом зиждилась вся здешняя гитарная школа.

Такой симбиоз создал уникальное музыкальное направление с развёрнутой и многогранной текстовой составляющей и, в общем-то, примитивными, максимально аскетичными музыкальными решениями, что не способствовало появлению ярких аранжировок.

Эта разновидность рок-музыки интересная лишь единицам за пределами бывшего СССР, воспринимается у нас как нечто само собой разумеющееся и всегда находит понимание у слушателя, но не всегда находит живой отклик. С тех давних пор «русский рок» перестал быть столь уж значимым явлением в жизни общества, и стал основой для одной из местных субкультур, которая, к тому же, постепенно теряет свою популярность.

Тем удивительнее для меня было услышать знакомые, но уже подзабытые мотивы в новом альбоме группы «КняZz». Музыка и правда скатилась в сторону пресловутого русского рок. Пусть с приличными аранжировками, пусть дополненного густыми соло. Но всё же звук здесь, кажется каким-то застрявшем во времени. С другой стороны, можно сказать, что в купе с текстами Андрея Князева, такая музыка создаёт особый мир, добавляя ему жизни традиционными стихотворными вставками, использующимися теперь не только как предисловия к песням, но и как «инъекция» атмосферы внутри самого трека.

Сколь уместной и удачной вышла пластинка «Магия Калиостро«, музыканты должны решить сами, в зависимости от того, что увидят в глазах фанатов на ближайших концертах. Но одно сказать можно точно — этот альбом великолепно впишется в формат одной из крупнейших радиостанций страны (думаю, все знают, о какой радиостанции идёт речь). Да и постоянным слушателям этой радиостанции такое творчество наверняка придётся по вкусу.

Стоило ли оно того, покажет время.

Ну а услышать альбом вживую, и самостоятельно решить по нраву он вам или нет, можно будет совсем скоро. Московская презентация состоится 18 октября в ГЛАВCLUB. Ну а с остальными датами концертов можно ознакомиться на официальном сайте группы «КняZz» или здесь.