23 февраля 2014. Cult of Luna. Volta. Репортаж
Концерт Cult of Luna состоялся 23 февраля в клубе Volta — сложно было придумать для этого лучшее время. Эта шведская банда просто создана для того, чтобы олицетворять собой настроения и чаянья людей, которым уже давно хочется весны и тепла, но вот уже впору уверовать, будто зиме вовсе не будет конца. И неважно, что этот февраль нельзя назвать излишне холодным — скорее уж мокрым и промозглым.
В памяти слушателей «постарше» последний альбом «Vertikal» мог возродить киноленту с участием Владимира Семёновича Высоцкого, снятую в ч/б и исполненную какой-то дремотной, вязкой глубины. Такая вот дремотная, вязкая глубина, пусть и немного иного свойства характерна для всей музыкальной эстетики CoL. Так что подобные аналогии вполне уместны, хотя здешнее действо больше походит на мистический триллер, но… обо всё по порядку.
При входе в зал первым делом в глаза бросался аппарат радикально оранжевого цвета и хромированные микрофонные стойки на фоне чёрных стен заведения. От увиденного безудержно веяло супрематизмом, и наталкивало на размышления о схематичности и аскетичности грядущего действа. Такая ледяная перспектива завораживала, но одновременно и пугала, потому что хотелось также ещё чего-то живого и проникновенного. Попытка предугадать сценический образ post-metal-группы, на концерте которой ты ещё не был — бессмысленное, а порой даже вредное занятие. Оставалось лишь ждать.
Через некоторое время дымовые машины заполнили сценическое пространство непроглядным туманом, а прожектора залили зал синим светом. На сцену вышли музыканты. Концерт начался. Нет, даже не концерт — скорее представление, или шоу. Посещение мероприятий с участием такого рода коллективов сродни посещению авангардной театральной постановки. Прозвучавшая в самом начале «I: The Weapon» задала вектор всему выступлению. Это было что-то вроде набата, возвещавшего о приходе чего-то неведомого из клубящегося над сценой мора, чего-то жуткого и необъяснимого… из мора, который как будто скрывает за своим пологом какие-то ледяные пустоши… а то и вовсе — безвременье и небытие.
Сценический свет и дымовая завеса играли колоссальную роль в представлении. 70% атмосферы, созданной в зале, можно отнести на их счёт. Основным цветом действа был, конечно же синий, но общая палитра красок этим вечером была очень разнообразной, просто возникали эти краски эпизодически и быстро сменяли друг друга, но независимо от того, во что была окрашена сцена, она всё едино оставалась очень холодной. Это удивительно, я никогда не ощущал такого холода, исходящего от лилового цвета.
Музыканты то появлялись среди клубов пара, то вновь пропадали, раз за разом оставляя после себя лишь рой звуков, бойко улетающих куда-то в зал.
Не раз замечал, что на музыкантов подобных групп гравитация действует как-то иначе: в стремлении выжать из инструмента всё более выразительный звук их безудержно тянет к земле, и Cult of Luna здесь не исключение. Возможно, не всем придётся по вкусу мой сарказм на счёт такой манеры поведения на сцене, но должен заметить, что здесь она была как нельзя кстати. Происходящее было похоже на театр теней, где ставили пьесу о душевных муках.
Зал вёл себя спокойно: покорно слушал и взирал на сцену, чтобы в редкие секунды затишья между треками разразиться овацией. Лишь эпизодически, то здесь, то там начинала метаться копна дредов, или выхваченная из потёмок фигура совершала отрывистые телодвижения, настроившись подобно радиоприёмнику на волну Cult of Luna.
Не хватало лишь пронизывающего ветра, что вполне антуражно завывал бы в стальных фермах, поддерживающих крышу. Впрочем, и без этого всё было на высшем уровне. Подобные концерты сложно описывать, их атмосферу и эмоции — каждый присутствующих на них чувствует что-то своё, и для того, что бы понять, что же это такое — концерт шведского коллектива Cult of Luna — на него нужно просто сходить.
Текст: Михаил Субботин
Корректура: Иван Обухов