27 февраля 2014. Smoove & Turrell. 16 тонн. Репортаж
Зима, практически полностью прошедшая под мрачный аккомпанемент музыки с приставкой «пост», требовала яркой, необычной концовки, с кардинальной сменой настроений и музыкальных жанров. Состоявшийся 27-го февраля концерт коллектива Smoove & Turrel подходил для этого как нельзя лучше.
Дуэт Smoove & Turrell, работающий в направлении acid jazz, должен был привнести в обновлённую весеннюю жизнь чего-то лёгкого и необременительного. Лишенного тяжелых мыслей, гнёта суровой действительности и претензий на иное чувственное восприятие звуков. Лишь простое сочетание нот, складывающуюся в приятную на слух мелодию, и ничего более.
Acid jazz принято считать самой лёгкой и массовой разновидностью джаза — это и правда «клубная» музыка, но не в том смысле, в котором чаще всего понимают это выражение. Например, в США это направление называют club jazz, что куда более корректно, ведь термин acid jazz появился как шутка, передразнивающая и пародирующая «эйсид-хаус». На самом же деле, ничего «кислотного» в клубном джазе нет.
Этот термин, как и само музыкальное направление, появился в недрах ночных клубов Англии второй половины 80-х. Тогдашние ди-джеи всячески эксплуатировали в своей деятельности семплы джазовых произведений прежних лет, постепенно становившихся, пусть и не очень древним, но всё-таки ретро. Получавшийся звуковой ряд был весьма популярен и вёл нешуточное соперничество с acid house — порождением бостонской городской культуры, успевшим к тому времени перебраться через океан. Популярность направления acid jazz пошла на спад уже в первой половине 90-х, постепенно «размывшись» и расширившись, пытаясь заимствовать семплы из иных направлений. В конце концов, «эйсид-джаз» утратил свой клубно-тусовочный статус, по большей части превратившись в nu jazz.
Впрочем, некоторые остались верны старому курсу, и Smoove & Turrell служит тому живым подтверждением. Scott (Smoove) Watson и John Turrell говорят, что играют «northern funk», подразумевая под этим термином сплав из джаза, фанка и северо-британского соула (отличающегося от прочих разновидностей соула ураганным ритмом). Как итог, выходит добротный танцевальный сет с налётом 70-х.
Хотя говорить о ретро-составляющей, наверное, не очень корректно — здесь она скорее играет роль маски или карнавального костюма и, заглянув за украшенную блёстками, красочную личину, мы увидим вполне себе современную подноготную Smoove & Turrell. Оно и понятно, иначе сложно было бы привлечь на свои концерты столь разнообразную современную публику.
Пометка «Live Band» на афише указывала на то, что сцена будет полна музыкантами — так оно и случилось: ударные, перкуссия, бас, гитара и клавиши, просто-таки вопили о том, что современный acid jazz совсем не похож на то музыкальное направление, что имело бешеную популярность в конце 80-х, когда единственным источником звука в зале могла быть одна виниловая пластинка. По сути Smoove & Turrell играют соул, как бы эту музыку не называли сами музыканты и всевозможные критики. Для рядовых же слушателей, которым не интересны глубокомысленные размышления о стилях и сложные термины, Smoove & Turrell навсегда останутся «клубным джазом» — эмоциональным и лёгким на подъём музыкальным направлением с изысканной основой.
По московским меркам банда из Ньюкасла сыграла в «тоннах» не слишком длинный сет, едва ли превышавший час по хронометражу. Впрочем, эмоций, выплеснутых в зал, с лихвой хватило бы на двухчасовое выступление иных групп.
«Тусовочная» доминанта, казалось бы утраченная ещё в девяностых, незримо присутствовала в переплетении фанка, диско, и толики рок’н’рольных заимствований, создававших удивительных вихрь эмоций и ритма. Как ни крути, а джаз не может существовать вне иных направлений музыки, джаз не существует там, где нечего «заджазовывать», пусть даже этот джаз и называется клубным.
Текст: Михаил Субботин