30 марта 2014. Turisas. Volta. Репортаж
Давеча сходил на концерт коллектива Turisas из солнечного города с труднопроизносимым названием Хямеэнлинна. Концерт состоялся 30 марта в московском клубе Volta.
Должен заметить, вопросов к данному мероприятию было много, так что до заведения я шёл ведомый ещё и желанием утолить информационный голод, а не только праздно скоротать воскресный вечер.
Я привык считать, что концерты групп типа Turisas не слишком интересны, и виной тому простая музыкальная подноготная, не способствующая откровениям, когда каждый отдельно взятый трек, раскрашивается в зависимости от настроения исполнителя.
Что вообще можно сказать об этой группе?! Что от неё остаётся, если отбросить всю альбомную помпезность и бравурность? Всю ту кинематографичность с альбома 2011 года, и весь тот кич, что так характерен для свежей пластинки — «Turisas2013».
Точных данных о том, откуда пошло название музыкального коллектива, нет. По одной версии оно является производной от имени бога войны, упомянутого в Калевале. По другой — от современного (восстановленного) наименования одной из рун — «Thurisaz», которой обозначались потаённые тёмные силы, а также всевозможные великаны.
Так что здесь всё вполне тривиально для коллектива играющего viking или battle metal как сами музыканты именуют своё творчество. Нетривиально само творчество группы. Turisas не мнят себя наследниками каких-то традиций и не занимаются реконструкцией мировоззрения предков. Они уникальны тем, что образы и герои их песен взяты из художественной литературы и кинематографа, а затем спроецированы на жизнь современного обывателя, подобно тому, как подросток примеряет на себя образ героя недавно прочитанной книги.
«Викинги» от финского коллектива живут в каждом офисном работнике и дремлют как те самые тёмные силы, обозначаемые руной Thurisaz, забитые и запутавшиеся в комплексах. Эти «норманны» олицетворяют свободу и потребности в самых, возможно, низменных и от того столь желанных проявлениях. Что это за желания и потребности, любой желающий может почитать у Зигмунда Фрейда.
Если судить по сценическому гриму, на сцену выходят клерки с которых вдумчиво сдирали кожу… сдирали, значит, сдирали, а там, под кожей, ко всеобщему удивлению оказались суровые люди, неразборчивые в средствах достижения целей… каковым мнит себя каждый, когда остаётся наедине со своими фантазиями.
Что же касается зала, народу в нём собралось немного, хорошо если человек триста. Сей безрадостный факт меня ничуть не удивил. Такой несерьёзный или если хотите — попсовый подход к музыкальному материалу, у нашего слушателя не в чести, любители всевозможного фолк- и викинг-метала предпочитают чтобы всё было серьёзно, по-настоящему.
Впрочем, возможно я ошибаюсь, и дело было всего лишь в том, что назавтра многим надо было вставать на работу, и от того поход на концерт стал невозможен.
Задник и боковины сцены, украшенные цветами и логотипами музыкального коллектива, напоминали окрас банки очень популярного ныне в молодёжной среде алкогольного коктейля, чем окончательно прибивали к земле любые серьёзные мысли.
Сцена залилась красным светом, зазвучала эпическая вводная и на сцену вышли музыканты. Должен отметить, я несколько недооценил Turisas. Клавиш и скрипки оказалось вполне достаточно, чтобы не скатиться в примитивный и угловатый viking metal. Да и вообще, выступление получилось очень живым. Музыкальная составляющая репертуара, много взявшая от мюзикла и камерной музыки, сделала полуторачасовое выступление похожим на какое-то музыкальное шоу, а не на рок-концерт, что вполне гармонировало с моим пониманием творческого пути финнов. По манере держаться на сцене, это было что-то сродни стадионному року 70-х и 80-х годов.
Программа получилось очень разнообразной, её нельзя было назвать презентацией альбома Turisas2013. Здесь были представлены все периоды творчества. В какой-то момент мне даже показалось, что концерт построен в первую очередь на песнях с ранних пластинок.
Возможно и сами музыканты понимают, что их последняя работа, призванная расставить все точки над «i», и прямым текстом заявить о стилистике группы, так и осталась непонятой основной частью аудитории, как итог они вновь обратились к старому материалу.
Я же, в свою очередь, не могу сказать дурных слов ни о концерте, ни о творчестве Turisas в целом. Концерт создал великолепный эмоциональный фон на всю грядущую неделю. Надеюсь, не мне одному.
Текст: Михаил Субботин