19 апреля 2014. МЕЛЬНИЦА. ГЛАВCLUB. Репортаж
19 апреля в заведении ГЛАВCLUB играла «Мельница» уже не первый раз презентуя московской публике программу «10 лет по Дороге сна» посвященную юбилею дебютного альбома. Музыкантами были обещаны многочисленные сюрпризы, и это заставляло обратить пристальное внимание на данное мероприятие, даже с учётом того, что программа уже не слишком свежая.
Любой, кто слушал Мельницу, пусть даже не на концерте, а приобщаясь к студийным записям, должен был заметить, что творчество этого коллектива проще всего представить как толстую подшивку фантазий. И очень сложно зарывшись в эту стопку листов с беглыми набросками, полноценными рисунками или отрывками строк, беспорядочно разбросанными по истрепавшейся и пожелтевшей бумаге, не начать творить собственные мифы и истории. Если же подобного не происходило, то вам, навряд ли пришло бы в голову, сходить на концерт, да и вообще, хоть раз ещё обратиться к творчеству этой группы.
Сложно не заметить, что с течением времени тематика песен Мельницы претерпевала серьёзные изменения. При этом группе удавалось сохранять в своём творчестве нечто нехарактерное для современной повседневной жизни, и от того, наверное, столь узнаваемое и притягательное. Это можно назвать призмой эмоций и фантазий, через которую пропускается сухость и скупость окружающего мира, чтобы стать, как говорится — не от мира сего. Я, пожалуй, позволю себе назвать это мифологическим воззрением на мир, хотя подобное мировоззрение и кажется чем-то неуместным. Впрочем я полагаю, что место чуду есть всегда, в том числе и в эпоху технического прогресса.
Современному человеку, обременённому жестким рабочим графиком и при всякой возможности лезущему в свой iPhone дабы не выпасть из информационного пространства ни на секунду, очень сложно понять, что же такое мифологическое мировоззрение, и что за мир окружал прежние поколения людей, когда вопрос веры в одушевлённость того или иного явления, или реальное существование тех или иных сущностей просто не стоял. Человек жил в мире, где соседствовал с непонятными, но вполне закономерными, а главное — зримыми для него явлениями.
Современному человеку просто невозможно представить, что творилось в головах у предков. Так что, пожалуй, мир мифов современного общества должен иметь совершенно иное лицо, нежели тот — прежний.
Этот мир существует внутри каждого отдельно взятого человека, дорисовывая яркими красками внутреннего мира внешнюю реальность. Подобно тому, как ребёнок наделяет характером и эмоциями плюшевую игрушку, любой взрослый человек, гуляющий по проспекту, может заставить ожить граффити, притаившееся в арке дома, заставить ярче светить солнце, или заставить гуще цвести вьюн, упорно взбирающийся по водосточной трубе. Далее всё зависит от фантазии и богатства внутреннего мира… многим и вовсе куда больше нравится мир собственных фантазий, чем серые будни. И ведь самое интересное, что серые будни никуда не деваются, они просто перестают играть какую-то значимую роль в жизни такого человека.
Традиционно пёстрая палитра слушателей собравшихся на концерт Мельницы, лишь подчёркивала верность тезиса, что совершенно разные люди могут желать приукрасить действительность.
Концерт начался с проверенных временем треков: «Дорога сна», «На север», Горец», после чего стал скакать и скользить с одного творческого периода на другой, размывая тем самым программу «10 лет по Дороге сна» и превращая её во что-то более широкое, где нашлось место трекам со всех пяти номерных пластинок. Но дебютный альбом по прежнему был представлен очень широко, так что любителям раннего периода творчества было чему порадоваться.
Мне вспомнилось, как слушатели пеняют на тот или иной альбом, что, дескать — прежние были лучше. 19 апреля в ГЛАВCLUBе всё было гармонично, все песни дополняли друг друга. Я даже удивился, сколь монолитной получилась программа.
Музыкальную составляющую концерта обогатили: струнный квартет и Оскар Чунтонов отвечавший этим вечером за клавишные. Публике был представлен фан-клип на песню «Ангел», транслировавшийся в качестве видеоряда, пока музыканты исполняли трек. Ну, а самым ярким моментом выступления стало появление Елены Петриковой. Я, если честно, не очень хорошо разбираюсь в цирковом искусстве, но, охарактеризовал бы этот номер как — акробатика на двух подвешенных к потолку полотнах материи, хотя в таких случаях уместнее говорить — подвешенных к куполу цирка. Вышло великолепное шоу — акробатика между двумя огненно-красными лентами под песню «Ведьма»… на сколько я понимаю такой номер был давней мечтой лидера группы — Хелависы, и вот, наконец, он был воплощен в жизнь. Публика была в восторге.
Концерт вышел очень ярким и наверняка придал сил всем тем, кто готов раскрашивать окружающую действительность красками собственного внутреннего мира. А то эта окружающая действительность и правда бывает до жути скучной.
Текст: Михаил Субботин