Agalloch — The Serpent & The Sphere (2014)
Релиз: 13 мая 2014
Приступая к прослушиванию свежего альбома от североамериканской группы Agalloch, я ожидал чего-то тягучего, чрезмерно глубокого и тяжелого для осмысления. Того, что потребует серьёзного погружения для сколь бы то ни было сносного анализа.
Но к величайшему моему удивлению, альбом «The Serpent & The Sphere» ожиданий эти не оправдал.
О прежних работах коллектива очень сложно составить целостное впечатление. Возможно, причина здесь кроется в том, что содержимое альбомов более всего напоминает какую-то абстрактную историю рассказываемую дряхлым стариком. История эта, вроде бы затянутая, монотонная, изобилует долгими паузами, но грозит эмоциональным взрывом всякий раз, когда дело доходит до наиболее ярких воспоминаний. В такие моменты из глаз рассказчика пропадает дремота, а голос звучит громче, выплёскивая остатки жизненных сил на внемлющих потомков. Такие истории интересны, но тяжелы для восприятия, кроме того, из них сложно вынести что-то целостное и однозначно понятное. Что-то подобное я испытывал всякий раз, когда слушал ранние работы Agalloch. Лишь макси-сингл «The White» (вышедший в 2008 году) выбивался из общего сонма, погружая слушателя в мир, где царствовали: indie, folk и post-rock. Эта пластинка стала настоящим откровением для фанатов и сочувствующих, но речь нынче не о ней.
Сейчас уже трудно поверить, но корни музыкального коллектива кроются где-то среди black или doom metal. И лишь вопль вокалиста, как голос из прошлого, как рудимент прежних музыкальных предпочтений всё ещё разносится из динамиков, окруженный прочими, в общем-то, чуждыми составляющими современной музыки от группы из штата Орегон.
«The Serpent & The Sphere» получился альбомом в меру минорным, и в общем-то его вполне можно охарактеризовать как dark metal… хотя на самом деле я затрудняюсь отнести Agalloch к какому-то музыкальному направлению. Уже на самой заре существования группы стало понятно, что музыка их уникальна и требует более широкой трактовки. Здесь есть и post-rock, и progressive metal, нельзя обойти вниманием серьёзную ambient-составляющую, фолк в его североамериканском понимании и конечно, отчаянную безысходность doom metal пролегающую через творчество группы красной нитью. Всё это можно сказать и о последней работе.
На самом деле я бы сказал, что Agalloch не из тех групп, у которых можно выбирать лучший альбом, что вот, дескать — «шесть или десять лет назад они записали нетленку, а всё остальное — так себе». Здесь можно говорить о более или менее затягивающем и атмосферном материале, т. е. всё зависит от того, насколько музыкантам удалось погрузить слушателя в свой мир, а это, как известно, очень субъективный критерий оценки.
Мне альбом, в общем-то, понравился. Может, настроение было подходящее, может, душа просила чего-то этакого, но я включил «The Serpent & The Sphere» в качестве фонового музыкального сопровождения и покуда решал свои мелочные бытовые затруднения, сам не заметил, как уселся перед монитором и переключил звук на наушники, дабы сделать его плотнее и глубже.
По моему мнению, Agalloch мелкими шагами смещается в сторону мейнстрима, если таковой вообще можно выделить в среде альтернативных музыкальных течений. Но в любом случае из музыки исчезли совсем уж экстремальные переходы, а материал стал проще и понятней. К минусам я бы отнёс излишнюю зацикленность на «трёх нотах» в партиях некоторых треков… впрочем, не исключаю, что именно такая зацикленность сделала альбом вполне годным фоновым сопровождением повседневной жизни.
Ну, а вообще, здесь есть и лиричность, и напор, и некая мистическая недосказанность, и вполне понятные, но в то же время яркие партии.
Можно сказать что «The Serpent & The Sphere» это всё тот же Agalloch, пропитанный философией и мифологией коренного населения американского континента, столь качественно перемешанной в головах жителей северо-западных штатов с европейской традицией. Всё тот же dreamcatcher — почерневший, растрепавшийся и потерявший форму от невыносимого количества пойманных ночных кошмаров.
Это всё та же липкая, дурманящая субстанция. Вполне сопоставимая по действию со смолистой, ароматной древесиной, которую вестимо по сей день сжигают и воскуривают в жилищах индейских резерваций штата Орегон (древесину называют — Agallocha, видимо именно к ней восходит название группы).
Текст: Михаил Субботин