Ian Anderson — Homo Erraticus (2014)

Ian Anderson - Homo Erraticus (2014)

Ian Anderson — Homo Erraticus (2014)

Релиз: 12 апреля 2014

12 апреля в свет вышел сольный альбом лидера группы Jethro Tull и первого рок-музыканта ставшего играть на флейте. Речь, конечно же, о Йэне Андерсоне и альбоме «Homo Erraticus».

Думаю, что не ошибусь, если переведу название альбома как — «Человек Скитающийся». Какой смысл Ian Anderson вкладывал в это название? Тут, наверное, правильнее всего будет погрузиться в историю коллектива Jethro Tull, потому как без этого будет крайне проблематично разобраться в данном музыкальном произведении.

В 1972 году вышеуказанный музыкальный коллектив выпустил альбом «Thick as a Brick», представлявший собой весьма странную работу. Это была стандартная двусторонняя виниловая пластинка, на которой было записано одно сплошное произведение без деления на треки. Обёрнута эта пластинка была в газету, из передовицы которой можно было узнать историю Джеральда Бостока (Gerald Bostock). Мальчика победившего в литературном конкурсе со своей поэмой «Thick as a Brick» (я не очень хорошо разбираюсь в английских жаргонизмах, но говорят что английское — «толстый как кирпич», соответствует русскому — «тупой как пробка»). По прошествии некоторого времени он был лишен премии под давлением общественности за — «неправильное отношение к жизни, богу и стране». Ну, а премия в итоге была вручена какой-то девочке за эссе «Он умер, чтобы спасти маленьких детей», всецело посвященное христианской морали. Поэма же «Тупой как пробка» была найдена музыкантами Jethro Tull и положена на музыку.

Пластинка «Thick as a Brick» по праву считается эталонным и непревзойденным концептуальным альбомом. Будучи, по сути, одной из первых работ такого рода, пластинка эта положила начало эпохе альбомов, в которых треки были объединены общей идеей… Да что уж там. Можно сказать, что «Thick as a Brick» создал новое направление музыкальной мысли.

В 2012 году, когда проект Jethro Tull уже давно был заморожен, Ian Anderson в рамках сольного творчества решил продолжить эту историю, и выпустил «Thick as a Brick 2: Whatever Happened to Gerald Bostock?». На смену газете пришел созданный Йэном Андерсоном сайт с выдуманными новостями. Скриншот этого сайта украшал обложку альбома, а из новостной ленты оного, можно было узнать, что в родные места, после поражения на выборах, вернулся некто — Gerald Bostock. Решивший завязать с политикой и посвятить всё свободное время написанию мемуаров и описанию какой-то грязной истории, где фигурировали помощник премьер-министра (которым он видимо до недавнего времени являлся) и акробатка (или точнее говоря «женщина-змея») латвийского происхождения.

И вот теперь экс-политик Джеральд Босток, ставший уже сквозным персонажем для концептуальных работ Йэна Андерсона, возвращается на авансцену с очередной порцией компрометирующей человеческое общество информации.

Бросив всё, чтобы поучаствовать в туре г-на Андерсона в качестве концертного менеджера, к концу 2013 года Босток наконец возвращается в родные пенаты. Но довольно быстро его начинает одолевать скука. В соседнем населённом пункте он натыкается на букинистическую лавку, и, копаясь в залежах старых книг, находит пыльную, забытую, никогда не издававшуюся рукопись краеведа-любителя по имени Ernest T. Parritt. Название рукописи гласило — «Homo erraticus (The St Cleve Chronicles)»… я похоже забыл упомянуть, что малая родина Джеральда Бостока это выдуманный городок на западе Англии именуемый «St Cleve».

Ну, так вот, в рукописи шла речь о британской истории, точнее говоря об основных вехах становления общества в Британии. Но информация была подана очень странно, от первого лица. Дело в том, что Парритт, за несколько лет до смерти, страдал от лихорадки и будучи в забытьи якобы увидел все свои прошлые жизни. Исторические события были показаны изнутри, виденные глазами: неолитического охотника-собирателя, кузнеца начала железного века, саксонского захватчика, христианского монаха, семнадцатилетнего гимназиста, железнодорожного инженера и даже принца Альберта. Более того, рукопись этим не заканчивалась, она вела к будущим жизням Эрнеста Пирритта и повествовала о грядущем конце света, перемежаясь со скорбью об ошибках прежних жизней.

Прочитанное пробудило вдохновение Джеральда Бостока и тот, как говорится, взялся за перо. Он создаёт «полотно» полное драматизма и метафор, так чтоб это было интересно современному слушателю, а затем отослал получившиеся тексты Йэну Андерсону и его музыкантам, дабы те создали концептуальный альбом в стиле — прог-фолк-метал (по крайней мере, именно так указанно на сайте альбома).

Примерно так коротенько и в общих чертах можно пересказать историю данного альбома и его предшественников.

Теперь о главном, т. е. о том, как этот материал подан и, если позволите, в какую музыкальную обёртку упакован.

Главное что можно сказать по этому поводу — поклонники Jethro Tull должны быть в восторге… ну или, по меньшей мере, услышанное недолжно их разочаровать. Здесь есть все, что можно назвать отличительными особенностями группы: сложно аранжированный progressive rock, куча заимствований из других музыкальных направлений и повествовательная манера изложения песенного материала.

Звучание альбома можно назвать классическим для Jethro Tull может быть даже чуть более мягким по звуку, нежели канонические работы.

На одной очень известной радиостанции я слышал мнение, что, дескать, если в рок-коллективе имеется флейта, то это уже фолк-рок. Мне такая точка зрения кажется дилетантской, хотя бы, оттого что folk rock это очень широкое понятие, имеющее разный смысл в разных концах света и зачастую внутри него могут уживаться совершенно непохожие друг на друга исполнители.

То, что играли Jethro Tull и то, что играет Ian Anderson ныне, я и вовсе не назвал бы фолк-роком, это progressive rock с кучей заимствованных из народной культуры. Но если разобраться, то элементов заимствованных из классической музыки здесь ничуть не меньше. А последние работы несут в себе помимо всего прочего элементы джаза и блюза… не то чтоб их совсем не было раньше, но теперь они проявляют себя куда лучше и ярче.

«Homo Erraticus» по задумке автора делится на три части: Chronicles, Prophecies и Revelations. Ну, то есть: хроники, пророчества и откровения.

Первая часть повествует о периоде с 7000 года до н. э. по 1914 год. Погружая слушателя в весьма эксцентричные миры. Некоторые тексты здесь столь хаотичны и сбивчивы, что и правда кажется, будто они передают мысли и слова бредящего человека… не смущаясь перемешивая образы и эпохи в стиле истинного прог-рока.

Вторая часть, на взгляд современного человека — не очень то «Пророчества», но надо учитывать то, что вымышленный автор первоисточника должен был «кинуть кони» где-то в начале XX века.

Так что речь здесь идёт о периоде между двумя мировыми войнами, и далее до 60-х годов, повествуя о новой жизни после войн и обретении новой Европы.

Ну, а в конце следуют четыре трека объединённые в «Откровение». Здесь всё ограничено 2044-м годом, а перед этим речь идёт всё больше об экономических и социальных проблемах, о переполненных городах и упадке сельского хозяйства, затем следует всеобщий коллапс и как водится, повышение уровня океана.

Вроде бы всё заканчивается хорошо: новая духовность, царство морали и очередное возрождение… правда, доживут до этого немногие.

Если рассматривать альбом как единое произведение, то с музыкальной точки зрения выходит что-то вроде «Рондо», то есть всё заканчивается тем, с чего начиналось, и это привносит дополнительный смысл в последовательность треков.

Вот, пожалуй, и всё что можно сказать о «Homo Erraticus».

Я начал с того, что перевёл название альбома как — «Человек скитающийся». Возможно, стоило перевести как-то более топорно: «Человек изменчивый» или «Человек непостоянный», а может, наоборот — более мудрёно, с философским подтекстом: «Человек ищущий». На самом деле изменилось бы немногое.

«Homo Erraticus» альбом для индивидуального осмысления и восприятия. Мне кажется, что и название его каждый должен трактовать в зависимости от собственных ощущений.

Современному слушателю эта пластинка может показаться скучной, особенно если разложить её на фрагменты и не рассматривать как единый организм. Но ценители хорошей музыки найдут здесь кучу интересного… пусть даже время популярности такой музыки безвозвратно ушло.

Текст: Михаил Субботин