Omnia — Earth Warrior (2014)
Релиз: 1 апреля 2014
Третьего дня послушал свежую работу от музыкального коллектива Omnia. Обычно, стиль, в котором работает данная группа, именуют — pagan folk. Сами же музыканты характеризуют своё творчество как — neoceltic paganfolk, ну, а я оставил бы лишь neo-pagan folk, особенно если говорить о последних двух альбомах.
Идеи, продвигаемые музыкантами, могут казаться нынче чересчур эксцентричными. Это что-то вроде идей «зелёных» глубоко пропитанных не только прагматизмом и бережным отношением к окружающей среде, но и сакральностью окружающего мира.
Наверное, можно сказать, что это явление образовалось где-то в XIX веке, когда нарождающийся религиозный плюрализм сделал возможным: одухотворённость, сакрализацию, а затем и обожествление природы. Уже в книгах таких писателей, философов и натуралистов как Генри Торо или Джон Мьюр можно найти что-то подобное. А помноженные на серьёзный интерес к древней истории этносов и мифологии, который уже более ста лет занимал умы разномастной интеллигенции, мысли эти создали благодатную почву для формирования всевозможных нео-языческих течений. К настоящему язычеству эти философские течения отношения не имели, не имеют и по сей день. Даже если для них важны жесты, символы и обряды, то они становятся лишь внешним воплощением культа, тогда как реальное значение их, абсолютно непонятное, лишенное смысла в условиях глобализации и информатизации общества, ускользает как песок сквозь пальцы.
Omnia является, пожалуй, наиболее полным музыкальным воплощением европейского понимания таких взглядов на мир. Всё творчество коллектива, это — дань уважения природе; гимн тому, сколь простыми могут быть отношения между людьми; а так же сколь важна естественность во всех делах и помыслах.
Свежий альбом, вышедший 1 апреля и названный «Earth Warrior», во многом продолжает линию прошлой полноформатной работы (пластинки «Wolf Love» вышедшей в 2010 году). Здесь и правда много общего: очень узнаваемая манера игры аккордами на клавишных, как будто перекочевавшие из прошлого трек-листа композиции: «Cernunnos», «Kokopelli» и «Mutant Monkey», но это, конечно же, с музыкальной точки зрения, а что же с точки зрения текстов и смыслового наполнения?.. Здесь различий куда больше.
В отличие от очень лиричного, отчасти наивного и даже немного «игрушечного» предыдущего альбома, Earth Warrior более серьёзен и задумчив, за традиционно беззаботными вокальными партиями скрывается внутреннее напряжение. Баллады представленные в альбоме по-прежнему можно назвать атмосферным акустик-роком, но на этот раз они не получились столь уж лёгкими и воздушными. Участники группы как будто сообщают слушателям, что присутствие духа их не покидает, но происходящие вокруг их всё больше беспокоит.
Впрочем, Omnia припасла и кое-что новое. В репертуаре появились заимствования из country music. Поскольку на этот раз группу унесло куда-то в края североамериканских аборигенов, наверное, появление «кантри» в общей канве альбома закономерно. В итоге получился этакий маленький мирок с индейским колоритом, подобный тем, что оживают внутри сувенирного «хрустального шара» если такой шар хорошенько потрясти. Правда там образуется метель, а здесь должно быть что-то вроде пыльной бури гуляющей среди прерий.
Хотя, наверное, дело здесь не только в указанном выше индейском следе, сама музыка Омнии способствует подобным фантазиям. На мой взгляд, сложно найти более разнообразную группу, чем Omnia. Иногда создаётся впечатление, что эти люди поют и играют — что в голову взбредёт, не заморачиваясь какими-то концепциями, стилистиками и приверженностью одному музыкальному направлению. В итоге после прослушивания альбома остаётся ощущение какого-то едва-едва управляемого хаоса, слабо поддающегося здравой логике, но вполне умещающегося внутри стеклянного шара человеческого восприятия.
Ещё можно сказать, что альбом Earth Warrior представляет собой что-то среднее между шаманскими камланиями и средневековым шутовским маскарадом на новый лад… так сказать — в современных реалиях.
Omnia, это тот музыкальный коллектив, который сложно заподозрить во вторичности, если музыканты и паразитируют, то лишь на своём прежнем материале. Но далеко не каждый поймёт это творчество. Отдельные песни вполне подходят для прослушивания широкой аудиторией, но весь альбом целиком понять и прочувствовать смогут лишь те, кто находится на одной волне с музыкантами.
Текст: Михаил Субботин