14 июня 2014. MY SLEEPING KARMA. Volta. Репортаж
Давно собирался познакомиться со взглядом современных европейских музыкантов на индийскую мифологию и философию. Вчера, благодаря немецкому коллективу My Sleeping Karma мне, наконец, представилась такая возможность.
Вечер 14 июня расщедрился голубым «окном» среди хмурых туч, из которого робко светило солнце, особого ажиотажа у клуба Volta не наблюдалось, да и глупо было бы его ожидать.
Баварская банда My Sleeping Karma имела серьёзную группу сценической поддержки из трёх отечественных коллективов, так что мероприятие грозило затянуться. Это, собственно, не укор, оно даже к лучшему, ведь то, что я собирался слушать, по моему глубокому разумению, требовало долгого и планомерного погружения.
И знаете, будет огромным упущением — не рассказать о трёх вышеуказанных коллективах.
Disen Gage вышли на сцену в самом начале вечера. Из гитарного процессора, то ли в поисках личной нирваны, то ли — предельно нестандартного звука, здесь извлекались то духовые, то клавишные партии. Эта творческая единица выглядела как завсегдатаи какого-нибудь небольшого и уютного блюз/рок-бара, разрывающие своей музыкой тишину и дремотное спокойствие подобных мест. И лишь периодически скатываясь в совсем уж лютый авангард, Disen Gage ставили под вопрос, простоту и всеобщую доступность собственной музыки.
Reserve de Marche и их бескомпромиссный post-metal видимо были призваны ввести собравшихся в состояние близкое к трансу. Многократно повторяющиеся элементы. Многослойные партии, где слои то и дело наползают один на другой, дабы мгновенно перемешаться. Всё это, создавало в итоге, ощущение очень мрачного музыкального калейдоскопа.
Pressor были этим вечером первой и последней группой, которая пыталась свои идеи донести посредствам слов. Впрочем, в силу объективных причин, мысли и идеи эти так и остались неясны значительной части аудитории… но гроул был качественный. Здесь имело место то самое ощущение, когда кардан то ли стучится в душу, то ли отрабатывает по печени, а густой вибрирующий звук чёрной клокочущей жижей медленно стекает со сцены.
Не трудно заметить, что до сей поры, об индийской культуре и философии ничего не напоминало. Хотя человек несведущий, и составляющий представление о данном мероприятии лишь по афише, мог бы весьма удивиться такому положению вещей. Но, откровенно говоря, здесь нет ничего удивительного, индуизм и все его производные столь сильно растворены в современной культуре и массовом мировоззрении, что пока отечественные исполнители выпускали на волю «собственных духов», слушатели, значительная часть которых пришла именно на My Sleeping Karma, вполне успешно приспосабливали их музыку к собственным мыслям и предпочтениям. Я уж не говорю о тех, кто просто пришел послушать psychedelic и post-rock. Качество исполнителей было вполне достойное, так что эти граждане и вовсе не должны были заметить каких-то несоответствий.
Откровенно говоря, и My Sleeping Karma имеет не столь уж серьёзное отношение к вышеуказанным верованиям и философским течениям. Лишь характерно сложенные руки в знак благодарности, образ Ганеши то и дело проецируемый на задник сцены, да иногда — стилизованные под ситар (это музыкальный инструмент такой) гитарные партии.
Музыканты, скрывающие свои фамилии и оттого именуемые исключительно по имени, неоднократно заявляли, что не являются последователями ни одного из течений индуизма, ни буддизма, ни джайнизма, ни уж тем более — сикхизма. Они лишь черпают вдохновение в древней и многогранной культуре. Так и выходит, что и Ганеша здесь фигурирует как один из наиболее узнаваемых и растиражированных образов, и музыкальные стилизации — не более чем приём для придания глубины и атмосферности.
Полуторачасовое выступление My Sleeping Karma напоминало скорее поиск пути или истины, нежели целостную осмысленную программу. Мне это напомнило то, как сформирован их альбом «Soma».
В безуспешных попытках найти рецепт приготовления священного напитка из сока Сомы, музыканты перебирают: Пахикладу, Эфедру, Дагуссу (латинское название — Eleusine Coracana)… но ничего не подходит. В отчаянии, по индоевропейской традиции, где всё недоступное и безвозвратно утерянное со временем становится легендарным, а затем и вовсе приобретает божественные черты, они обращаются к миру сверхъестественного. Но в образе «saumya» — потомке божества Сома (всё больше ассоциирующегося с Луной, Млечным Путём и ночным небом), сыскать ответ тоже не представляется возможным. И вот вроде бы есть «Somalatha» (стебли «Сомы»), что порой привозят из предгорий Гималаев. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это растение лишь назначено Сомой, за неимением чего-то более подходящего. Ведь и по сей день никто доподлинно не знает, что за растение называли Сомой, известно лишь то, что в на Индостане оно не произрастает, и что росло оно где-то на севере в гористой местности, там, откуда пришли племена Ариев.
Ну и как итог, исполнитель обращается к наиболее подходящему (на взгляд My Sleeping Karma) заменителю, о котором повествуется в треке «Psylocybe» (Psilocybe cubensis — это разновидность грибов, обитающая всё больше на отмерших корнях и ветвях, что, пожалуй, можно было бы принять за яркую метафору… но мне думается, что авторы вложили здесь совсем иной смысл).
Сценические «поиски» выглядели более неопределённо и спонтанными, но не менее убедительными. Такое творчество всегда черпает вдохновение внутри, лишь изредка заимствуя атрибуты внешнего мира. Наверное, здесь и правда лучше прочего подходит индийский антураж, располагающий к умиротворению и медитации.
В моменты особого экстатического возбуждения зал заливал нестерпимо яркий желтый свет прожекторов, а музыка становилась агрессивней. Сеппи и Мате бойко скакали по сцене, Норманн, согнувшись в три погибели колдовал над клавишными, а Стефен ритмично ёрзал за барабанами. Похоже для музыкального коллектива My Sleeping Karma любой концерт или уж тем более любой новый альбом, и правда шаг к просветлению и гармонии. Надеюсь, что их слушатели получают от таких выступлений ничуть не меньше пользы, чем сами музыканты.
Текст: Михаил Субботин