Elvenking — The Pagan Manifesto (2014)
Релиз: 9 мая 2014
Альбом «The Pagan Manifesto» от итальянской банды Elvenking вышел 9 мая, и я долго собирался с мыслями, дабы высказать что-то путное в его адрес. Это, похоже, именно тот странный и сложный случай, когда очень трудно подобрать правильные слова и правильно расставить музыкальные приоритеты.
Я привык к тому, что Elvenking год от года удивлял разнообразием песенного материала. Конечно же понятно, что изменения в музыке были связанны с изменениями в составе и поисками собственной ниши. Понятно и то, что рано или поздно это должно было закончиться. И вот, похоже, этот момент настал… Прошли времена готишного «The Scythe», а также «Two Tragedy Poets» исполненного в стилистике и под серьёзнейшим влиянием золотой эры Skyclad, когда folk metal всё больше напоминал thrash, нежели progressive metal.
Последние студийные записи Elvenking, откровенно говоря, неспособны чем-то удивить, и на первый план выплывает качество материала, от чего становится как-то не по себе. Проще говоря, «The Pagan Manifesto» вогнал меня в тоску и уныние.
Наверное, эта музыка отлично подходит, чтобы заниматься под неё фитнесом, ну или делать какие-то физические упражнения. Но искать здесь что-то интересное с музыкальной точки зрения — титанический труд. Много ритма, мало мелодии, точнее — мелодия-то там есть, и возможно мелодия эта неплоха… она и правда периодически прорывается наружу, но лишь для того, чтобы в мгновение ока быть уничтоженной ритм-секцией канонического и всепоглощающего power metal.
Впрочем, обо всём по порядку. Начинается всё неплохо. Трек «The Manifesto» показался мне весьма годным Intro и оставил приятное впечатление. Далее следует монументальный двенадцатиминутный «эпик» под названием — «King of the Elves», весьма целостный и разнообразный. Но, забегая вперёд, скажу, что дальнейшее прослушивание пластинки, в общем-то, было бесполезной тратой времени, поскольку «King of the Elves» дал полное представление о её содержании. Хотя плохое предзнаменование можно уже и здесь найти, потому как из-за своей цикличности он начал утомлять примерно к середине.
Альбом излишне однообразен ритмически, что смерти подобно для power metal группы. Ведь в таком случае все песни становятся похожи одна на другую как две капли воды. Ситуацию могла бы исправить фолк-составляющая, но я наблюдал как раз за разом, трек за треком, мелодия рассыпается на удивительно непрезентабильные фрагменты под давлением гулких, рубленых звуков ударной установки. И лишь иногда этот лихой power перекрывался скрипкой для введения хоть какой-то «фольклорной» базы, да и то, звучала она как-то уж слишком чисто и прилизано… лишенная глубины и естественности.
Нет, я не спорю конечно, здесь встречаются яркие смены ритмического рисунка, изредка меняется характер композиций, но это скорее эпизодические явления. Ну и, конечно же, к мелодии это имеет весьма незначительное отношение, я даже скажу больше — связь мелодии и ритма местами вовсе не прослеживается… ну да, темп один, но композиции-то не выходит. А коль уж мы говорим о таком направлении как фолк-метал, то мелодия здесь должна главенствовать над всем, бывает конечно, когда пресловутая фолковая составляющая, это — вокал и песенный материал, так ведь здесь этого нет тем более.
На альбоме присутствует вполне приличная акустическая композиция «Towards the Shores», но стилистика её не уходит дальше того, что представлено в акустических отрывках из трека «King of the Elves», и откровенного говоря, к моменту, когда дело дошло до вышеуказанного трека, это уже не могло исправить негативное впечатление.
В итоге вышло так, что и power metal скучный, и folk metal удивительно безликий, по мне, так лучше было бы выбрать что-то одно, а не пытаться слить всё в общую кастрюлю…
Ну и в заключении надо сказать следующее.
Не думаю, что стоит хвататься за голову и причитать о безвременно почившей творческой единице, Elvenking запишут ещё не один альбом, вероятно, там найдётся место чему-то яркому и интересному. Ну, а пока я считаю «The Pagan Manifesto» самой слабой работой итальянского коллектива. Возможно, треки с этого альбома будут хорошо звучать со сцены и замечательно подойдут для бодрого времяпрепровождения в танцевальном партере, но вот в качестве музыки для прослушивания дома или по дороге на работу, они мне кажутся несостоятельными. Впрочем, если человеку достаточно того, чтобы в плеере играло нечто бодрое, ритмичное и в меру тяжелое, пока он шагает по проспекту навстречу светлому или не очень светлому будущему, то, пожалуй, «The Pagan Manifesto» подойдёт.
Текст: Михаил Субботин