Equilibrium — Erdentempel (2014)
Релиз: 6 июня 2014
Давеча мюнхенский музыкальный коллектив Equilibrium презентовал свой четвёртый номерной альбом — «Erdentempel». И как сказали бы в старь — 6 июня 2014 года, альбом появился на прилавках. Не знаю правда, появился ли он хоть на каких-то прилавках в нашем отечестве, но сути дела это не меняет, все кому надо, уже всячески приобщаются… благо альбом вышел весьма достойный.
«Весьма достойный» это, пожалуй, ещё слабо сказано… даже как-то не верится, что группа, переживающая постоянные стихийные смены состава, записала эту вещь.
Сразу после анонса альбома, об уходе из группы объявили Andreas и Sandra Völkl (гитарист и бас-гитаристка группы… впрочем, на сколько я понимаю, Andreas Völkl всё же поучаствовал в записи пластинки). Тем удивительнее выглядит тот материал, что группа записала в столь сложной и не очень приятной ситуации.
Equilibrium в очередной раз продемонстрировали очень необычный сплав академического и современного звучания, не характерный для коллег по цеху и успевший стать главной фишкой группы. Как правило, говоря о данном коллективе упоминают о фолке, хотя, откровенно говоря, от народной традиции здесь нет ничего кроме натурального лада лежащего в основе некоторых треков. На самом деле я бы сказал, что Equilibrium исполняют очень современный фолк. Это одна из немногих групп, которая помнит, что такое — быть трубадуром и менестрелем, ведь, по сути, любой рок-коллектив следует причислять именно к таким исполнителям, если использовать терминологию прежних столетий. Такие уличные музыканты не руководствуются ни чем кроме сиюминутного полёта фантазии и впитывают в себя любые звуки, которые преподносит им окружающий мир.
«Erdentempel» тот альбом, который, возможно, больше прочих впитал в себя массовую культуру и в то же время остался в рамках своего музыкального направления. Здесь не боятся смягчать мясистые рифы, спускаясь практически до уровня популярной музыки, и не перегружают композиции лишними элементами, дабы сделать их какими-то необычными… что называется — с претензией на большое искусство.
Пока слушал, у меня складывалось впечатление, что при начале работы с материалом, музыканты руководствовались каким-то порывом эмоций, мысль должна была получиться примерно следующая — «Начнём галопом, навроде того, что так любили советские композиторы первой половины XX века, а потом впендюрим что-нибудь вроде ламбады и в следующей композиции под конец поиграем регги! Ну, а потом неплохо бы добавить подобного тому, что играют уличные оркестры в дни Октоберфеста… да-да, те самые, где все музыканты сплошь в шортах на подтяжках».
Совсем неудивительно при таком раскладе, что я не нашел в этом: то — вычурно эпическом, то — откровенно комичном балагане, ни одной проходной композиции. При не очень разнообразном материале, каждый трек имеет какие-то яркие моменты, усложняющие его структуру и раскрашивающие мелодию дополнительными красками.
Здесь очень важно отметить звукорежиссёра, которому удалось совместить в «Erdentempel» несовместимое. Гроул и скрим Роберта Дана (Robert Dahn) очень органично вписывается в общую музыкальную концепцию, здесь соблюдён баланс между вокалом и инструментами, так что даже люди предпочитающие чтобы им пели, а не орали на ухо что-то нечленораздельное, могут с удивлением обнаружить сколь гармонично здесь всё сочетается и звучит. Ритмический рисунок здесь накрепко переплетён с мелодией, а мелодия — с ритмическим рисунком. Друг без друга они существовать не могут, их взаимодействие (при всей кажущейся простоте треков) рождает очень интересные смещения ритма и провоцирует на заимствование приёмов совсем уж нехарактерных для таких направлений как folk metal, viking metal или уж тем более — symphonic black metal (хотя о последнем, применительно к альбому «Erdentempel» может напоминать лишь статья в Википедии, а никак не сама музыка).
Всё это рождает очень странную современную саундтреково-батальную эпичность, имеющую очень мало общего с той, что была характерна для прежних поколений металлистов… там ещё любили упоминать о чём-то вроде «Вагнеровских гимнах», память о которых в «Erdentempel» конечно можно найти, но для этого придётся потратить много времени и сил.
Говоря о минусах альбома и творчества Equilibrium в целом, конечно же надо отметить, что если бы группа выпускала такие пластинки каждый год, они бы наверняка уже всем (и мне в том числе) надоели, только вот я не уверен что такие пластинки вообще можно выпускать каждый год. Как я уже говорил, простота представленного здесь материала — кажущаяся. В остальном же, эта пластинка очень близка к оценке, что называется, 10 из 10. Здесь получилось соблюсти баланс между самоиронией, эпичностью, простотой восприятия и яркими музыкальными элементами. Единственное чего в «Erdentempel» не хватает, это, быть может, какого-то совсем уж яркого хита.
Текст: Михаил Субботин