10 июля 2014. Euzen. Кубрик. Репортаж

10 июля 2014. Euzen. Кубрик. Репортаж

10 июля 2014. Euzen. Кубрик. Репортаж

Как правило, искать в названии музыкальной группы какой-то смысл — напрасный труд. Зачастую название это и с музыкой-то соотнести трудно. Процесс возникновения 80% имён собственных такого рода, можно выразить в двух фразах: «оно крутое!» и «ну, вроде бы всем нравится, так что сойдёт».

Что может роднить скандинавский музыкальный коллектив, играющий сумасшедший фьюжин из нескольких плохо сочетающихся музыкальных жанров и «Политику» Аристотеля?!

Я давеча (10 июля) собирался пролить свет на этот вопрос, для чего и посетил московский клуб «Кубрик».

Взбираясь по эскалаторам на пятый этаж торгового центра, я всё пытался представить, как выглядит клуб, располагающийся в столь неподходящем месте? На деле, заведение названное в честь одного из ярчайших кинорежиссёров второй половины XX века (Стенли Кубрика имею я в виду иссественно), оказалось небольшим павильоном стены которого были декорированы всевозможными масками, а центральное место на танцполе занимал бар (что, наверное, не так уж плохо для подобных заведений).

У заднего входа, вокалистка группы Euzen — Мария Франц (Maria Franz) раздавала страждущим автографы, ну, а прочие музыканты копошились у сцены, настраивая инструменты.

Концерт начался как-то уж совсем обыденно, я б даже сказал, что это не концерт начался, а саундчек плавно перетёк в выступление. Но ещё до начала мероприятия, успел я заметить очень узнаваемую лёгкость и доброжелательность, что царит в залах, когда там выступают скандинавские музыкальные коллективы далёкие от мейнстрима, банальных мелодий и тривиальных ритмических рисунков. Будь то: скандинавские джазовые три, такие как Helge Lien Trio и ныне уже не существующее Esbjörn Svensson Trio (E.S.T.); или авангардные банды подобные Kaizers Orchestra; или вот Euzen. Творчество этого коллектива соединяет в себе весьма камерные клавишные партии в исполнении Кристофера Юля (Christopher Juul), то и дело перемежающиеся со всевозможными электронными сэмплами и лупами; гитарный прогрессив от Харальда Юля (Harald Juul); элементы фанка и фьюжина привносимые Томасом Велином (Thomas Welin); ну и, конечно же, удивительно живой голос Марии Франц, дополняемый по необходимости, всевозможными эффектами и неестественной глубиной.

Стоя у бара, я всё пытался подобрать слово, которым можно было бы охарактеризовать музыку датско-норвежского коллектива. Наверное, правильнее всего назвать её «хрустальной». Она звонкая! А эмоции подобно свету, попадая в её объятья, распадаются на весь спектр цветов, так что раскрашивают зал не хуже тамошнего светового оборудования. Или же это осколки цветного стекла, что без удержу и всякой меры сыплются на землю, пропуская через себя лучи солнца и раскрашивая мир причудливым узором из разноцветных бликов.

Видимо это яркий пример того, как музыка рождается из хаоса. Того самого хаоса, которым, по мнению Мишеля Фуко, жители средневековых городов наполняли внутренний мир людей впавших в безумие (книга «История безумия в классическую эпоху»), противопоставляя мир хаоса миру порядка, и полагая, что безумцы не больны, они всего лишь дети иного миропорядка, где действуют совершенно иные законы бытия. Или того, что писал Роджер Желязны, развивая похожую мысль в «Хрониках Амбера», Где Янтарный престол, созданный и крепнущий силами потомков порождением хаоса по имени Дворкином, противостоит миру хаоса, страшась оного, и выйдя из хаоса однажды, всячески стараясь не кануть в него вновь.

Такова природа людей, что они всегда усложняют себе жизнь. Строят стены, окружают себя сложными рамками и ограничивают свою жизнь сводами законов. То и дело безудержно озираясь по сторонам, в страхе быть выброшенным из своей зоны комфорта.

Euzen самостоятельно создаёт маленький хаос из обрывков слов, мелодий и эмоций, чтобы родить в нём собственный мир. Пусть даже мир этот всего лишь музыкальный трек и не более.

Всё творчество группы прозванной — «Юсин», это осколки и обрывки мира, собранные в причудливые фигуры. И название, в природе которого мне так хотелось разобраться, тоже всего лишь обрывок реальности ничуть не отличающийся от прочих.

Юсин (Euzen) производная от термина ευ ζην (eu zēn), что обозначает стремление к благой жизни. Термин этот связан с учением о государстве, точнее — Полисе, как объединении, продиктованном самой природой человека. Ну, а благую жизнь должно подарить «идеальное государство», описанием которого занимался каждый уважающий себя греческий философ. Идеальное государство Аристотеля зиждилось на рабовладельческом строе и главенстве частной собственности, именно такое общество вело к ευ ζην, что вряд ли стоит ассоциировать с творчеством группы. Тем не менее, это слово… этот обрывок прошлого, вполне гармонично вписывается в картины, которые рисуют музыканты. Как очередной выкрик, как очередной отрывистый звук музыкального инструмента, как обрывок воспоминаний!

Концерт вышел очень насыщенным и ярким, пусть даже и длился всего час. На мой вкус, было сыграно всё лучшее с двух имеющихся на данный момент пластинок, а так же, продемонстрированы две совсем свежие песни. Похоже, публика осталась в восторге.

Второй концерт Euzen в Москве получился ничуть не хуже первого, здесь была столь же тёплая атмосфера и столь же яркое представление. А главное, что ярким это представление сделали отнюдь не эффекты и световое шоу, а сами музыканты. Так что, холодный вечер 10 июля теперь не казался столь уж холодным, когда я выбрался из клуба «Кубрик», спустился по уже неработающим эскалаторам и побрёл в сторону станции Китай-Город.

редакция портала Zloy Rock благодарит клуб «Кубрик» и лично Максима Попова за предоставленную аккредитацию.