Eluveitie — Origins (2014)
Релиз: 5 августа 2014
5 августа нео-гельветы¹ из одноимённой швейцарской группы Eluveitie выпустили очередной альбом, получивший название Origins. Уже давно ведущие поиски собственной самоидентичности, и предпринимающие отчаянные попытки объединить всех кельтов планеты Земля в какую-то доселе невиданную общность, нынче они готовы поведать своим слушателям очередную животрепещущую повесть в шестнадцати частях.
Как водится, здесь вас ждут эпические истории и философские измышления:
«Так много жизней увяло, засохло. Но многие родились. Много было великого и много бессмысленного. Сегодняшний день стал историей, история стала легендой и пала в забвение. Но ничто не исчезает без следа. Всё что появляется сызнова, появляется из того, что уже было»². И всё примерно в том же духе…
Eluveitie проводят слушателя в Антумнос³; поведают о герое одиночке, который если верить поросшей мхом легенде, однажды придёт чтобы спасти, как водится, весь свой род и ещё несколько соседних племён. А также расскажут множество иных эпических историй, с привлечением богов всех мастей, накрепко переплетённых с природными явлениями и пейзажами центральной Европы.
Если же вернуться в серьёзное русло, то в первую очередь стоит сказать следующее — Eluveitie сделали в Origins то, что у них получается лучше всего. Строго говоря, музыкальная составляющая швейцарского коллектива от альбома к альбому меняется не сильно, если не сказать больше — вовсе не меняется. Джиги, рилы и польки числом не более пары десятков кочуют из альбома в альбом разбавляемые время от времени бритонскими или ирландскими народными песнями (точнее говоря не самими песнями, а их музыкальным сопровождением). Фирменный Folk Death Metal от Eluveitie получается когда подобранные в соответствии с текстовой составляющей плясовые и песенные материалы, упрощаются до состояния чёткого ритма и суровых рифов в дэт-металической стилистике. После чего возвращаются в песню уже в качестве атмосферных вступлений и проигрышей где-нибудь после второго куплета.
По большому счёту секрет успеха таких альбомов очень прост. Чем лучше баланс фолка и дэт-метала, тем ярче работа. Origins стоит признать весьма удачным альбомом, здесь баланс вполне соблюдён, звук здесь вполне интересен, хотя в нём нет почти ничего нового. Есть лишь незначительный отход от Folk Death Metal к Melodic Death Metal, собственно, такое изменение сложно признать серьёзным, ведь фолк-дэт-метал это, по сути, и есть мелодичный дэт-метал, только сыгранный на основе натурального, а не гармонического лада. Eluveitie начали смещаться в сторону современного звучания и даже писать авторские мелодии, которые впрочем, так и не стали пока значимым элементом музыки, хотя и позволили сформировать общую стилистику альбома. Здесь даже можно говорить о главной теме пластинки то и дело всплывающей в нескольких треках сшивающих альбом воедино. Это в первую очередь позволяет сформировать стилистическую общность треков, поднявшуюся над народным песенно-плясовым нарративом. Так песня «The Call of the Mountains» (пусть в ней то и дело прорывается знакомый этнический мотив) имеет вполне современный мелодический рисунок. А вместе с такими треками как «King» или непосредственным intro-треком «Origins» и ещё несколькими, формирующими общий характер альбома, она добавляет чего-то мистического, чего очень сложно добиться, используя в мелодиях исключительно фольклор.
Так уж получается, что творчество Eluveitie это в первую очередь песенные истории, а отнюдь не повторяющаяся год от года музыка. Хотя, откровенно говоря, и тематика лирики меняется не сильно. Но альбом «Origins» претендует на некую концептуальность, здесь удалось создать атмосферу древних лесных чащоб с их священными рощами и полянами, холодящими кровь ночными звуками и висящими на ветвях обрывками тумана. Там где один неверный шаг может увести несчастного в мир духов, где человек всего лишь гость, при том зачастую незваный.
По-моему Eluveitie удалось весьма сносно передать мифологические воззрения и страхи предков. Отразить суровый быт и природную красоту родных мест. Учитывая, что именно такого эффекта обычно и добиваются фолк-исполнители, пластинку можно признать удачной. Всё прочее я оставляю на откуп слушателям, в конце концов, именно им решать, на сколько хорош этот альбом.
—
¹Гельветы — самое многочисленное племя галлии, проживавшее на северных землях современной Швейцарии. В 58 г. до н. э. близ Женевы армия Гельветов была разбита легионами Юлия Цезаря, что положило начало «Галльским войнам», сами Гельветы после этого перестали существовать как племенной союз. Название Helvetii (Гельветы) считается латинской адаптацией самоназвания — Eluveitie.
²Перевод трека Nothing (текстовая вставка между песенными номерами).
³Антумнос (Antumnos) — название мира духов, потустороннего мира и мира порождений ночи у кельтов (галлов). Строго говоря, это название так же является латинской адаптацией. Как слово звучало в оригинале не известно.