Opeth — Pale Communion (2014)
Релиз: 25 августа 2014
Перефразировав расхожее выражение можно сказать — «пути музыкальные неисповедимы». Убедиться в этом способен каждый, кто слушает много различной музыки. Ведь всегда найдётся пара-тройка групп, которые имеют смелость перевернуть всё с ног на голову, оставив фанатов и просо заинтересованных граждан в лёгком недоумении.
Ярким примером такого положения вещей является шведская группа Opeth, прошедшая во главе с Микаэлем Окерфельдтом (Mikael Åkerfeldt) долгий путь от дэт-метала до прогрессивного рока, и от густого брутального звучания до сложносоставных композиций. Гройл ушел в прошлое, уступив место чистому вокалу и, похоже, от той группы из начала 90-х осталось лишь название, остальное же изменилось до неузнаваемости, лишь вставки акустической гитары изредка напоминают тот старый Opeth в его новой жизни.
Свежая работа Opeth должна была выйти 17 июня, но была отложена. Нынче официальной датой релиза считается 25 августа, впрочем, пластинка доступна к прослушиванию уже с середины июля, так что, отбросив лишний политес, я не стану ждать двадцать дней, дабы описать этот альбом.
«Pale Communion» во многом является продолжением того пути, которым группа идёт уже долгие годы, и это в очередной раз заставило безутешных фанатов прежнего звучания говорить о «нафталиновой музыке» и пенять на пытливые умы музыкантов, заставивших группу стать тем, чем она является ныне.
На самом деле я не согласен с тем, что музыка Opeth стала классическим прог-роком, именно тем, который пережил свой расцвет в 70-е и с тех пор лишь время от времени проявляет себя на больших сценах. Вероятно, эта музыка и звучит подобным образом, но является чем-то куда более современным. И сейчас я попытаюсь объяснить, почему так думаю.
Progressive rock 70-х годов сформирован джазом, блюзом, производными академической музыки, облачёнными в форму рока (в середине 60-х годов такая музыка получила название «барокко-рок» и считается нынче одним из прародителей прогрессив-рока), а сверх того — сложными и многослойными композициями, подчас выливавшимися в невероятно длинные треки.
Содержимое «Pale Communion», да и вообще музыка с любого из последних альбомов Opeth в общем и целом отвечает этим критериям. Все внешние проявления от джазовых импровизаций до непременного атрибута эпохи — органа «Hammond», присутствуют здесь в избытке. Обложки двух последних альбомов также отсылают нас лет на 45 назад, демонстрируя коллажи на стыке живописи эпохи модерна (с её чистыми цветами и чёткими контурами) и безудержной фантазий художников постмодернистов.
«Pale Communion» состоит всего из восьми треков и опять же намекает на эпоху-первоисточник, когда небольшое количество композиций, компенсировалось нехилым таймингом и сложными элементами. Свежий альбом от Opeth и правда несёт в себе несколько неприлично длинных по современным меркам песен. Но столь уж серьёзных пертурбаций со звуком или устройством композиции здесь найти не удастся, по сути, они очень современны, поскольку звучат ровно, и изрядная длина треков лишь придаёт им вязкости и дремотности.
На самом деле в основе каждой песни здесь лежит вполне современный звук и ритм, более всего напоминающий современные jazz-rock или avant-garde rock которые очень хорошо сочетаются с классическим саундом 70-х. Оно и неудивительно, поскольку и те прежние, и нынешние музыкальные направления паразитируют на одних и тех же первоисточниках. Вот и выходит, что музыка Opeth с альбома Pale Communion лишь стилизована под старый «нафталиновый» прог-рок.
На мой взгляд, альбом, вопреки мнению фанатов прежней стилистики, звучит очень свежо, здесь всё очень профессионально и нешаблонно. Opeth ухитряется раз за разом собирать новый мир из деталей старого конструктора, делая его вполне актуальным и удивительно винтажным. Именно этот — прогрессивный звук, сделал группу уникальной и неповторимой, а отнюдь не дэт-стилистика, пусть и выливавшаяся порой в весьма яркие нетривиальные ходы.
Музыка Opeth и нынче переживает процесс взросления, сопряженный с мучительными творческими поисками и неминуемой «текучкой» в стане поклонников. Этот путь может казаться спорным, но именно он отличает исполнителей поглощенных творчеством, от штампующих похожие как две капли воды альбомы, в попытке удержать старых фанатов. И пересчитывающих раз за разом посетителей клуба заскочивших к ним на концерт, в надежде, что их (посетителей этих) не стало на десять человек меньше.