11 октября 2014. Oktobierfest. Volta. Репортаж
Вот уже десять лет московский октябрь наполняется не только огнём желтеющей листвы, но и озаряется «пламенем» самого яркого пивного фестиваля из числа тех, что породила старушка Европа. Правда в наших широтах это мероприятие умещается в каком-нибудь клубе, и собирает вокруг себя поклонников пенного напитка, предпочитающих рок и метал, прочим музыкальным направлениям.
Вообще-то, Oktobierfest сложно причислить к совсем уж древней традиции, его возраст едва перевалил за 200 лет, что сложно назвать серьёзным возрастом в рамках европейской культуры.
1810 год, с точки зрения нашего местного населения, не полнится яркими событиями и знаковыми происшествиями. С этим, впрочем, наверняка не согласятся жители Латинской и Центральной Америки, где в это время набирали силу национально-освободительные движения от Испании. Ну и в самой Испании, наверное, не обходят вниманием потерю независимости под натиском наполеоновских войск.
К серьёзным событиям для мира музыки можно отнести, пожалуй, рождение Фредерика Шопена и Роберта Шумана. Но всё это едва ли способно пробудить интерес публики страждущей увеселений и обильных возлияний.
12 октября 1810 года, в городе Мюнхен, состоялся первый Октобирфест, правда, этот праздник сильно отличался от современного. Он был приурочен к свадьбе будущего короля Баварии — Людвига I, и едва ли напоминал современное культмассовое мероприятие. Но уже к середине века было решено, что Октобирфест станет традиционным ежегодным фестивалем, а в 1890-х года он обрёл свой нынешний вид, с непременными шатрами и жаровнями.
В Мюнхене, это мероприятие, как правило, называют просто «wiesn», то бишь — «луг». Всё оттого, что проходит оно на лугу Терезы, названном в честь жены уже указанного выше Людвига I.
Строго говоря, московское мероприятие никогда и ничем не напоминало фестиваль-прародитель. Впервые состоявшийся в клубе «Точка» (почившем ныне в небытие), фестиваль и по сей день, продолжает своё триумфальное шествие по осенней Москве, обосновавшись ныне в клубе Volta, что неподалёку от станции метро Савёловская.
Единственным атрибутом местного Октобирфеста, роднящим его с оригиналом, можно считать непременное наличие хотя бы одного немецкого музыкального коллектива на сцене. Ну, а помимо этого: удивительную атмосферу праздника и всеобщего единения, способную заразить любовью к подобным мероприятиям любого, даже самого замкнутого и нелюдимого человека, а бывалого рокера — вспомнить юные годы и произнести, — «эх! Как в старые добрые времена!..» Пожалуй, это то — главное, что и роднит все подобные фестивали с их главным первоисточником и собратом.
В этом году фестиваль был посвящён тематике весьма далёкой от баварских Альп и тамошних заливных лугов. Фирменные билеты, которые традиционно печатают организаторы, были выполнены в стилистике главного пивного бренда «изумрудного острова», а в одежде посетителей клуба превалировал зелёный цвет. Нынче бал правил кельтский фолк-панк во всех его пёстрых проявлениях. Во главе концерта традиционно стояла немецкая банда. На этот раз в качестве хедлайнера выступили «Fiddler’s Green». Кроме того, на сцене присутствовали: «Sir Reg» и «Paddy And The Rats», из Швеции и Венгрии соответственно. Столь широкое этническое разнообразие исполнителей не должно вводить в заблуждение. Музыкальное наследие Ирландии и Шотландии уже давно перестало быть чем-то сугубо личным и доступным лишь представителям этих народов, найдя почитателей и последователей во всех уголках мира. Что, собственно, музыканты с успехом и продемонстрировали. Погрузив собравшихся в мир драйвовых рифов, ярких мелодий и пивного угара.
Если честно, я так и не нашел информации о том, откуда произошло название «Sir Reg» мне в голову приходит только один вариант связанный с Ирландией (в данном случае с Северной). Который, впрочем, должно понравится отнюдь не всем любителям ирландской музыки, особенно из числа тех, что сопереживают народу Северной Ирландии и желают тамошним землям отделения от Великобритании. Поскольку именно так, кратко, величают Рега Эмпи (Reg Empey) одного из лидеров Ольстерской юнионистской партии (UUP), бывшего в своё время лордом-мэром города Белфаст… Впрочем, может, группа названа в честь какого-то иного, неизвестного мне Сэра Рега.
«Sir Reg», знакомые московской публике хуже прочих участников фестиваля, по подаче материала более всего напоминали культовых уроженцев Калифорнии — группу «Flogging Molly», что, может быть, не было столь очевидно при прослушивании записей, но стало явным, когда, шведы во главе с ирландским вокалистом, оказались на сцене.
«Paddy And The Rats», группа куда лучше знакомая столичной публике, да и название данного коллектива имеет историю куда более прозаичную. Группа, собранная вокалистом Paddy O’Reilly, играет панк-рок, густо замешанный на культуре пабов со всех уголков света: на тамошней музыке, байках, максимально лёгком отношении к жизни. Переиначивая любую музыку, да и вообще любые проявления массовой культуры на свой лад, эти ребята шагают по жизни неровной, но удивительно лёгкой походкой.
Как считают сами музыканты, панк-рок — это злая, грязная музыка, и если бы мир музыки был подобен животному миру, панк-рок наверняка был бы в нём крысой, отсюда и проистекает название коллектива.
Что же касается выступления, оно удалось на славу, получившись и тёплым, и агрессивным одновременно. Зал наполнился удивительной атмосферой единения. Того удивительного ощущения, когда все присутствующие в зале кажутся очень близкими людьми.
Вслед за венгерскими панками на сцену вышли хедлайнеры — динозавры фолк-панка из Баварии, именуемые Fiddler’s Green. Ну, пусть не «луг», но, по крайней мере — лужайка. Это я к затронутой мною теме названий. «Лужайка, на которой играет скрипач». Очень романтично и пасторально, хотя на самом деле, никак не связанно с музыкой исполнителя.
Описывать творчество Fiddler’s Green, загоняя его в какие-то рамки, и навешивая на него какие-то ярлыки — глупо. Можно сказать, что это вполне классический фолк-панк, или переписать из Википедии хитроумное — Irish Independent Speed Folk. Но всё это пустые слова, пока самостоятельно не услышишь эту группу. Fiddler’s Green — это Fiddler’s Green, они играют в своей уникальной манере, сравнивать их с кем-либо — неправильно, а описывать выступление, людям, никогда их не видевшим, нет никакой возможности. Получится набор эмоциональных выкриков перемежающийся с дежурными для такого случая фразами. Всё это, собственно говоря, группа весьма ярко продемонстрировала на давешнем концерте, оставив фанатов в томительном ожидании своего следующего приезда в Москву.
Вот так и прошел московский Oktobierfest 2014 в клубе Volta. Вроде бы, по антуражу и не Октобирфест вовсе, но главное — праздник удался, и присутствовавшие навряд ли смогут пенять организаторам, что те не сохранили главное: тёплую атмосферу, яркие эмоции и безудержное веселье.