16 ноября 2014. Árstíðir. ЦДХ. Репортаж
Вот уже в четвёртый раз Москву посетила группа «Árstíðir», играющая удивительно тёплую, медитативную и насыщенную образами музыку. 16 ноября, я, в связи с этим, конечно же, не мог оказаться вне стен концертного зала «Центрального дома художника».
По дороге на концерт я прикидывал, как бы можно было поярче преподнести творчество этого исландского коллектива. В голову приходили лишь строки романов, где главный герой живёт в гармонии с бескрайним, всепоглощающим, подпитывающим своей энергией, непередаваемо красивым и не имеющим зримых границ миром природы… Будь то горные пики, высящиеся над ватной периной из облаков. Бескрайние поля, то и дело пересекаемые колеёй дорог или суровые морские волны уже обросшие пенистыми гребнями в преддверии бури.
Такова суть практически каждого скандинавского исполнителя, их песни сразу выделяются на фоне прочих, какой-то удивительной глубиной и странной, притягательной суровостью. Здесь так мало людей и так много невысказанных эмоций. Вне зависимости от сюжета песни, музыка почти всегда толкает слушателя в объятья элегии: минорной, задумчивой, но всегда тёплой, не позволяющей человеку зябнуть от звуков музыкальных инструментов. Такая музыка великолепно сочетается с суровой красотой скандинавской природы многократно запечатлённой на сотнях картин и тысячах фото. Здесь как раз тот случай, когда песни являются музыкальным воплощением изображения… или, может быть, фото являются визуальным проявлением музыки… сразу и не разберёшь.
До концертного зала ЦДХ я добрался ко второму звонку, когда люди уже спешили занять свои места, а за кулисами начиналось какое-то шевеление.
На сцену вышла Марьяна Сёмкина из коллектива «Iamthemorning» и, представившись, немного сбивчиво пояснила, что попытается слегка усыпить, убаюкать и погрузить зал в состояние этакой волшебной дрёмы. В это раз группа Марьяны не смогла добраться до Москвы, и потому пела она под аккомпанемент единственной гитары. Вышло необычно и ярко.
Чувствовалась некоторая нервозность, вызванная видимо тем, что подобный «разогрев» никак не был отражен в афише, и как следствие, теоретически можно было ожидать негативной реакции публики. Но таковой не случилось. Все треволнения были напрасны, в конце концов, это ж не концерт группы «Metallica» где появление разогрева могут встретить криком и свистом, а вслед проклятиям в сторону сцены могут полететь бутылки. Слабо верилось, что здесь возможны хоть какие-то протесты публики, тем паче, что творчество «Iamthemorning» более чем удачно сочетается с тем, что делают «Arstidir», да и удивительное обаяние девушки не могло не найти отклика в сердцах слушателей.
Бегло представив крайний альбом, вышедший совсем недавно и получивший название «Belighted», вокалистка «Iamthemorning» скрылась за кулисами, дабы уступить место музыкантам из Исландии.
Я редко хожу в залы с кресельной рассадкой, предпочитая им площадки со стоячим танцполом. Тому есть несколько причин. В основном они сводятся к моему представлению, что в таких залах можно чувствовать себя куда более свободно и непринужденно. Артист там проще находит общий язык с публикой, особенно это бросается в глаза, если большинство присутствующих в зале не знакомы с языком, на котором этот артист изъясняется. Там лучше чувствуется энергетика. Впрочем, есть и обратная сторона медали, эмоции там превалируют над музыкой и вокалом, от чего страдает качество исполнения.
Тексты песен «Árstíðir» завязаны в первую очередь на внутренний мир человека, его эмоциях и чувствах. Но имеет ли это значение, если вы не знакомы с языком исполнителя? Будь то английский или исландский.
Я попытался представить себя в такой ситуации (тем паче, что с исландским я естественно не знаком). Было интересно, что получится, если воспринимать лишь язык музыки? Ведь подобные исполнители как никакие другие подходят для подобного эксперимента, в силу богатства этого самого музыкального языка.
Оказалось, что сидя в мягком кресле на седьмом ряду амфитеатра, тихо вслушиваясь в звуки музыки и аплодируя по окончанию каждого трека, можно испытать очень многое.
На самом деле, я ещё в детстве заметил, что, выходя из театрального зала после окончания пьесы, чувствуешь некоторое несоответствие в ощущениях, как будто только что ты находился в какой-то иной реальности. Мне уже давно не приходилось испытывать такого на клубных концертах и Open-Air фестивалях (может от того, что я к ним излишне привык), а вот на концертах проходящих в столь камерной обстановке, это было вполне вероятно. Не зря же историю театра зачастую возводят к древним мистериям.
Когда-то давно мистерии являлись культовыми практиками, основной целью которых было — почувствовать чьё-то незримое присутствие, для чего люди помещались в пространство нехарактерное для их повседневной жизни. Подсвеченные особым образом элементы антуража или всполохи огня, делали затруднительной оценку размеров помещения и его формы, а приглушенные звуки, наполняющие окружающее пространство, сгущали атмосферу до консистенции мёда, так что становилось трудно дышать. В такие моменты, чьё-то невидимое присутствие становилось особенно явственно и древние полагали, что к ним спускаются боги. Это была такая форма изменённого сознания без воздействия на разум, каких бы то ни было веществ. Такой принцип действовал повсеместно, слегка меняясь с ходом истории. От времён самых древних священных рощ древних цивилизаций, забытых и погребённых под толщей лет, до времён огромных кафедральных соборов Средневековья или даже Нового времени.
Театр и музыка не могли обойти стороной весь тот опыт, что был накоплен людьми, заимствуя элементы подобных сакральных действ с момента возникновения древнегреческих трагедий, так, чтобы представление получилось ярким, необычным, незабываемым.
И теперь, когда говорят о волшебстве театра или музыкального концерта, мне в голову приходят именно такие образы. Впрочем, никакой приглушенный свет, части сцены высвеченные софитами или необычная атмосфера, не помогут, если исполнитель недостаточно хорош.
«Arstidir» это как раз тот случай, когда исполнитель — что надо! Две гитары, скрипка, виолончель и рояль создают здесь удивительную полифонию. А сочные, многоголосные вокальные партии придают произведениям невероятную глубину.
Здесь впору вспомнить об удивительной природности и первозданной чистоте музыки таких исполнителей… она живая, она почти осязаемо присутствует в зале, от чего возникает волшебный эффект — когда начинаешь проваливаться куда-то в глубь этого музыкального мира и отдаляться от мира повседневных забот.
Концерт был построен так, что исполнители после почти каждого трека передавали друг другу слово, дабы представить следующую песню или рассказать какую-нибудь историю, связанную с грядущим треком. Это придавало музыкальному действу некоторую театральность, делая атмосферу более тёплой… ламповой что ли.
Выступление «Árstíðir» деленное антрактом на две части, несло в себе два десятка треков.
Меня особо тронули: «Á meðan jörðin sefur» и «Orð að eigin vali»… когда в конце первого действия группа исполняла «Shades», а затем, не останавливаясь — «Tárin», на сцене вновь появилась Марьяна Сёмкина, дабы раскрасить номер красками своего голоса.
Второе действие запомнилось треками «Days & Nights», «Sunday Morning», «Things You Said». Выйдя на бис, исландский коллектив подвёл жирную и яркую черту под выступлением, исполнив: «Heiðin» и «Kill us». Смею думать, если до этого в зале и оставались люди недовольные сет-листом, то теперь их наверняка не осталось.
Со сцены группу провожали овацией. Похоже, сами музыканты не ожидали такого финала. Во время концерта создавалось впечатление, что группа никак не может найти контакт со слушателем, но это впечатление оказалось ложным, атмосфера и правда была очень камерной, но лишь оттого, что музыка создавала свой мир, заставлявший переживать, а не выражать собственные эмоции.