31 октября 2014. Фестиваль САМАЙН. Б2. Репортаж

31 октября 2014. фестиваль САМАЙН. Б2. Репортаж

31 октября 2014. фестиваль САМАЙН. Б2. Репортаж

Как известно, ночь перед Днём всех святых уже давно и небезуспешно отмечается по всему миру, став частью всеобъемлющей и всепоглощающей массовой культуры. В эту ночь города наводняют всевозможные ведьмы, упыри и покойники, бредущие в сторону ближайшего ночного заведения, дабы хоть на миг забыть о том, что ни приличные и респектабельные граждане.

Я тоже решил поддаться этому массовому помешательству в ночь с 31 октября на 1 ноября, поспешив влиться в обширный людской поток, и погрузиться в мир… эмм… маскарада, театрализованных кошмаров и эксцентричных выходок. Ведь, откровенно говоря, едва ли теперь можно найти что-то, способное напугать человека в ночь на Halloween.

Впрочем, я, конечно, не стал раскрашивать лицо под всякую нечисть, и обошел вниманием стандартные шабаши с алкогольными коктейлями.

Я отправился в клуб «Б2», где собирались праздновать «Samhain».

Вообще-то, строго говоря, Самайном назвали время, когда древние кельты оканчивали сбор урожая и начинали готовиться к долгой зиме. Это сейчас все примечательные события празднуются один день, у предков всё было иначе. И примечательных дат было не так уж много, и праздниками в современном понимании слова они не являлись. Нынешние торжества — это скорее памятные даты, не имеющие какого-либо сакрального смысла. У древних людей всё было иначе, и праздник их включал в себя целый комплекс действий наполненных особым смыслом, от того и продолжался такой праздник не меньше пяти дней.

По сути, Самайн это и торжество по случаю окончания сбора урожая; и тревожное ожидание «безвременья»; и гадания на костях животных, о том, сколько тяжелой будет зима; и задабривание духов; и подношения богам.

От времени Самайна и до момента, когда световой день начинал прибавляться, пролегал период «безвременья» (или «межвременья») когда миры духов и людей соприкасался чрезвычайно тесно, едва не перемешиваясь между собой. И всё, что происходило на Samhain, имело своей целью — запустить новый годовой цикл, не дав при этом миру духов — миру сокрытого и непознанного, погрузить мир людей в вечную, холодную ночь.

С приходом христианства, традиция не претерпела сильных изменений. Лишь сузилась до размеров одной ночи и вполне органично (как и прочие языческие праздники) влилась в календарь под именем Ночи перед Днём всех святых.

И тут уж, совсем неудивительно, что современный Самайн практически идентичен Хэллоуину в том, что касается антуража. Здесь в ходу всё те же остроконечные шляпы ведьм, перепачканные красной краской лица и, конечно же, тыквы с полым нутром, выполненные в форме всевозможных демонических голов. Но «Samhain» имеет традиционное отличие от прочих мероприятий подобного рода. Как известно, предкам не было знакомо понятие «историческое время», они жили во «времени мифологическом». Разница здесь очень проста. Если «историческое время» всегда движется вперёд и вверх, год за годом складываясь в века, а затем — в тысячелетия. То «мифологическое время» подчиняясь природным циклам, всегда движется по кругу, и круг этот никогда не должен разрываться, повторяясь снова и снова (собственно, праздники древних, и направлены на то, чтобы каждый раз за зимой приходила весна, а за весною — лето).

«Самайн» в клубе «Б2» живёт по тем же мифологическим принципам, здесь всегда царит одна и та же тёплая атмосфера, здесь традиционно играют забористый фолк-рок, ставший уже визитной карточкой этого ежегодного фестиваля. Сюда приходят люди, чтобы пропитаться всей этой удивительной атмосферой, и вновь оказаться здесь же год спустя, сделав данное мероприятие хорошей традицией на пути сквозь промозглую осень и студёную зиму. На пути к солнечным весенним дням.

К моменту начала концерта в зале было уже не протолкнуться. Под сценой наблюдалось оживлённое движение, выглядевшее весьма внушительно в свете прожекторов, а у бара раздавались не слишком жизнеутверждающие, но очень яркие песнопения.

Первыми на сцену вышли «Teufelstanz». «Потерянное звено, между шумом и музыкой» — как описал их конферансье этого вечера (и по совместительству лидер группы «Тинтал») Фёдор Воскресенский. Пожалуй, сложно представить лучшего начала для подобного мероприятия, чем такое вот выступление.

Яркая стилизация под средневековых площадных и бродячих музыкантов с непременными волынками и барабанами, но обладающая современной глубиной и яркостью звука. Строго говоря, неправильно проводить здесь параллели со средневековьем, эта музыка скорее соответствует современным остросюжетным фильмам об оной эпохе, а не претендует на историческую реалистичность. Но едва ли это кого-то расстраивает. Для современных клубных концертов, это — самое оно! Кроме того, в репертуаре «Teufelstanz» с недавнего времени появились баллады, что сделало их ещё более похожими на каких-нибудь миннезингеров или менестрелей, музыка которых разносилась в готических декорациях мрачных средневековых городов.

Следующим участником фестиваля стала Kate Fritz в сопровождении отечественных музыкантов. Очень яркая, надо сказать, скрипачка, играющая в народной стилистике. Ухитрившаяся раскачать зал не хуже отечественных рок исполнителей. Кроме того, исполнившая роль аккомпаниатора в первом из танцевальных номеров, подготовленных школами ирландского танца.

Далее пришло время питерской группы «Тролль Гнёт Ель». Костя «Тролль» Румянцев поздравил всех собравшихся с Самайном, Хэллоуином и мексиканским днём мёртвых. После чего, его банда без раскачки выдала мощный сет из хитовых композиций заставивших зал стоять на ушах. Думается, тяжелее всего пришлось тем, кто оказался поблизости от сцены, но совершенно не горел желанием участвовать в этом всепоглощающем безумии.

Оркестр волынщиков «City Pipes» дал не слишком длинную, но весьма ёмкую вводную перед выступлением московской банды «Тинтал». Столичный музыкальный коллектив, хоть и растерял с годами прежний блеск, и выступает теперь лишь по большим праздникам, но старые хиты его, звучат по-прежнему ярко и дарят слушателям ничуть не меньше положительных эмоций, чем раньше.

Перемежая своё выступление с танцевальными номерами, и уступая место оркестру волынщиков, которые успели исполнить с группой трек «Гони в ущелье!», затем поимпровизировали на основе главной темы вселенной «Star Wars», и поиграли композиции из золотого фонда рок-музыки, «Тинтал» во главе со своим бессменным лидером, как в прежние годы зажег зал. Довершив усилия предыдущих музыкантов.

Вечер стремительно перешел в эндшпиль и сорвался в крутое пике с мелькающими вокруг «огнями Самайна» (роль которых нынче исполняла подсветка бара и сценические прожектора), весёлыми и немного жутковатыми лицами посетителей клуба, мощными гитарными рифами и гнусавым напором волынок.