4 ноября 2014. Equilibrium. Volta. Репортаж
Вот сижу я, изрядно поглохший на оба уха и пытаюсь собрать в кучу мысли после московского выступления группы «Equilibrium». Удивительно то, что с музыкальной точки зрения, выступление сложно было назвать безупречным, но, не смотря на это, концерт вышел удивительно запоминающимся и породил целый ворох эмоций.
Начиналось всё вполне обыденно. К 19:00, когда, если верить надписи на билете, должен был начаться концерт, в зале клуба «Volta» было не слишком людно. Несколько десятков человек толпилось у сцены, прочие же осаждали барную стойку.
Зал заполнялся медленно, но верно, и к началу выступления уже не представлял жалкое зрелище, так что суппорт группы начал его фотографировать без особого стеснения и с явным удовольствием.
Последовало недлинное, но весьма яркое вступление характерное для подобных исполнителей, затем на сцену вышли музыканты, и концерт начался. Группа крепких мужиков попыталась замутить слэм в центре зала, в целом получилось удачно, полтора часа томления у стойки в ожидании начала концерта накопили в их телах значительный статический заряд энергии, мгновенно с рёвом и клокотанием вырвавшейся наружу.
Казалось, что зал был полон до краёв, но это лишь оттого, что в его центре зияла внушительная проплешина оставленная посередине для таких вот особо рьяных граждан. На самом же деле здесь было достаточно места для маневра, имелась возможность свободного перемещения по просторам заведения, и не создавало излишней давки. Что положительным образом отражалось на атмосфере.
Творчество «Equilibrium» во многом уникально. Его можно назвать неестественно попсовым на фоне прочих коллективов паразитирующих на подобной тематике и бережно возрождающих забытые образы и поросшие мхом легенды. Здесь царствует угар и всё то, что заимствует для своих целей массовая культура, оттого персонажи и декорации песен «Equilibrium» получаются очень кинематографичными и книжными. Немецкая группа идёт путём настоящих средневековых трубадуров (каким бы противоречивым не казалось это заявление), черпая идеи и мелодии из окружающей повседневности, а не из истории. И естественно, что в таком случае музыка получается очень современная.
Здесь же можно вставить пару копеек о викингах. «Equilibrium» как и финны из «Turisas», формируют образ современного викинга, в груди которого, где-то под цивильным костюмом, клокочет свобода и вседозволенность, или по крайней мере мечты об оных.
Собравшиеся вечером 4 ноября в клубе «Volta», если и не знали о подобных особенностях музыки немецкого коллектива, то наверняка смогли прочувствовать на себе или увидеть со стороны, как демоны общественных норм и правил с рёвом и ужасом покидают исстрадавшиеся тела слушателей, улетая прочь, всё дальше и дальше, гонимые мощными гитарными рифами.
Это именно то самое, наднациональное и понятное всем чувство свободы, которая заставляет снова и снова называть Equilibrium современными викингами во всевозможных анонсах и пресс-релизах.
Ведь, как известно любому, кто хоть немного интересуется средневековой историей Европы. Викинги или норманны, это не какая-то этническая общность, это такое рыхлое и крайне разношерстное формирование.
Если говорить о них кратко и примитивно, это «младшие сыновья». Помните как у Шарля Перро?
«Жил-был старый мельник, и было у него три сына. Когда мельник умер, он оставил сыновьям в наследство все свое небогатое имущество: мельницу, осла и кота. Старшему досталась мельница, среднему — осел, ну, а младшему пришлось взять себе кота».
Так вот в скандинавских реалиях родители могли предложить своим младшим сыновьям лишь лодку да море. А зачастую и вовсе, лишь море без какого-либо плавсредства. Такие люди сколачивали банды, и почти сразу в их военно-демократическом обществе появлялся самый равный среди равных, чтобы стать лидером. Люди эти грабили там, где могли грабить, и пополняли свою численность где придётся. Так что практически сразу в их рядах появлялись представители низших сословий из совершенно разных уголков Европы.
Слово «викинг» не имеет какого-то определённого перевода, скандинавы наделяли его значением близким по смыслу к словам: пират, бандит и убийца. Для самих скандинавов, людей очень мирных и не воинственных, тихо ловивших селёдку в своих фьордах и не помышлявших о другой жизни, эти люди были не менее страшной напастью, чем для жителей более южных европейских земель. «Викинги» — так называли особую группу людей, не желавших мирится с законами и правилами нарождающегося общества, и надеявшихся установить собственные, не гнушаясь при этом никакими средствами.
«Equilibrium» начали выступление с трека «Was Lange Währt» и закончили (уже выйдя на бис) своим, пожалуй, главным хитом «Blut im Auge», раскрутив, таким образом, весь свой творческий путь от конца к началу. Программа вместила в себя все этапы становления группы и весьма недурно познакомила слушателей со свежей работой коллектива, получившей название «Erdentempel». Хотя, откровенно говоря, было не так уж важно, что именно играют музыканты, эмоциональный заряд был столь велик, что публика восторженно принимала все треки без исключения.
Выступление получилось совсем недолгим, полтора часа с учётом выхода на бис, но похоже это уже не могло никого расстроить.
Танцевальный партер клуба, обильно политый пивом, усыпанный мятыми стаканчиками и банками, более всего напоминал поле битвы после окончания сражения. Даже теперь, когда часть посетителей потянулась в гардероб, а организаторы концерта предлагали всем страждущим собраться слева от сцены, где намечалась фото-сессия с музыкантами, зал продолжал жить концертом. Правда, теперь концерт постепенно переходил в разряд воспоминаний, именно тех воспоминаний, которые греют душу любителей тяжелой музыки долгие годы.