5 декабря 2014. Dale Cooper Quartet & The Dictaphones. ТЕАТРЪ. Репортаж
Приход зимы в этот раз изрядно затянулся. Загодя одарив горожан десятиградусным морозом, она долго о себе не напоминала. И даже теперь, когда термометр безапелляционно демонстрировал минусовые значения, она не спешила разродиться серьёзным снегопадом, от чего начало декабря вышло ещё более сонным и темным, нежели обычно.
Стоило только выпасть из мира ярких вывесок и вычурно украшенных витрин, сойти с хорошо освещённых улиц, уже начавших преображаться в преддверии новогодних праздников, как дремотные сумерки раскрашивали мир своими тусклыми красками. Всё становилось: чёрным, серым, буро-красным и удивительным морозно-синим.
Здесь надо бы перекинуть мостик к фильмам Девида Линча, и сказать о той невероятной разнице центральных проспектов с их яркими огнями, и едва освященных микрорайонов живущих совершенной иной, собственной жизнью. Но, пожалуй, время и место для этого неподходящие. Здесь стоит избегать социальной тематике, и обратить на мистическую составляющую действительности окрашенной в столь понурые цвета.
Это теперь, спустя двое суток после концерта, наконец-то случился приличный снегопад, а тогда, промёрзшая, едва припорошенная снегом земля погружала в атмосферу, где время как будто остановилось, а здания, угрюмо нависающие по сторонам улиц, казались ещё более серыми, чем обычно.
Именно таким запомнилось мне 5 декабря, когда в столичном клубе «ТеатрЪ» должно было состояться выступление музыкального коллектива «Dale Cooper Quartet & The Dictaphones».
«ТеатрЪ», пожалуй, то самое заведение, где лучше прочего чувствуется атмосфера таких вот концертов. Этот клуб, с его балконами украшенными лепниной и красным занавесом, коридором между большим и малым залами, превращённым в курилку и удивительной традицией закрывать бар главного зала на время концерта, как будто переносит в какую-то параллельную реальность, где всё, вроде бы на месте, но в то же время как-то не так.
Я взял себе пива и устроился рядом со стойкой, ожидая начала концерта и наблюдая за тем как медленно, но верно зал наполняется людьми. Возможно, я несколько ошибся с выбором напитка. Посетители здесь всё больше предпочитали виски и ром с колой, немного поразмыслив, я пришел к выводу, что здешняя атмосфера и правда располагает именно к алкоголю такого рода, но менять ничего не стал…
«Pan & Me», предварявшие своим сетом выступление французского коллектива, появились на сцене часам к восьми. Это было похоже на спиритический сеанс конца XIX века, ну или, по меньшей мере, таковым должно было быть музыкальное оформление сего действа, в каком ни будь художественном или научно-популярном фильме. Сцена в алом мареве и dark ambient неспешно стекающий в зал. К такой музыке сложно привыкнуть, в ней можно лишь раствориться, отправившись в путешествие по потаённым уголкам собственного подсознания.
«Dale Cooper Quartet & The Dictaphones», выйдя на сцену, стали создавать атмосферу несколько иного рода. Это был всё тот же нуар, что я описывал в начале. Дремотный и холодный, вроде бы подсвеченный огнями улиц, но лишенный ярких красок, в нём не было места людям… только мысли… только чистая форма меланхолии, выраженная в музыке.
Главный вопрос, который волнует меня при раздумьях о сути такой музыки — можно ли её считать джазом? Или это просто так сложилось, что в названии здесь присутствует «jazz», и саксофон является единственным зримым напоминанием о данном музыкальном направлении? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, в своё время я пришел к выводу, что на самом деле джаз это импровизация и состояние души, которые паразитируют на иных музыкальных направлениях. Ведь заджазовать можно какую угодно мелодия, да и импровизация, это лишь воплощение собственных эмоций в какую-то абстрактную мелодию. Если так, то всё что звучало в «Театре» этим вечером — конечно же, джаз. Помнится, один из ярчайших бас-гитариств современности — Victor Wooten заметил, что тишина это тоже музыка, которую надо уметь слушать. Хотя его творчество едва ли возможно сравнивать с творчеством «Dale Cooper Quartet & The Dictaphones», я думаю это как раз тот случай, где подобное утверждение уместно. И удивительно неспешная, статичная и задумчивая импровизация на той музыке, что полнит тишину опустевших улиц, это как раз и есть творчество французского коллектива.
Впрочем, едва ли агент ФБР — Дейл Бартоломью Купер, один из основных персонажей телесериала «Твин Пикс», мог бы являться зримым воплощением такой музыки. Этот персонаж знающий толк в вишнёвых пирогах и крепком чёрном кофе для неё слишком реален. От него здесь остался лишь верный спутник и соратник — кассетный диктофон. То и дело подносимый к микрофону отточенным движением, дабы в зал посыпались едва различимые слова, выдернутые, как будто, из параллельной реальности.
Хотя, творения Девида Линча и всё, что с ними связанно; все, что основано на их эстетике, безапелляционно требует личной оценки и личного восприятия. Так что, и агент Купер каждому видится по-своему.
Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о вышеуказанном концерте. Музыка растворилась как дым, оставив лишь послевкусие в умах и душах присутствовавших. Такова её суть: её сложно описать человеку, который этого не слушал, ей сложно придать какие-то зримые формы… да и вообще — глупо искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет. Именно с таким ощущением я и покидал зал клуба.