11 и 12 апреля 2015. Пьеса «Жизнь за царя». Дом Телешова
Многие уже успели оценить панк-оперу «Медея. Эпизоды» на стихи Лёхи Никонова. Это постановка Джулиано Ди Капуа обладатель Гран При Премии имени Сергея Курёхина. Актриса Илона Маркарова исполняет в ней роль Медеи. Но речь пойдет о другой работе актрисы.
В рамках фестиваля «Золотая маска», который пройдет в марте—апреле 2015 года, московская публика сможет снова увидеть работу Джулиано Ди Капуа, автором которой стала Илона Маркарова. Но это уже не панк-опера, а пьеса «Жизнь за царя». Приходите в Дом Телешова 11 и 12 апреля, чтобы увидеть то, о чем Лёха Никонов сказал: «Как очевидно, и то, что формально сама постановка является чем-то исключительным в театральной жизни Санкт-Петербурга. Это не спектакль. Это ДИНАМИТ.»
«Жизнь за царя» — беспрецедентное явление в театральной жизни Петербурга. Художественная постановка по историческим документам, намеренно уходящая (почти хлопая дверью) из театрального пространства, но использующая, вызывающе и намеренно — именно театральные, приёмы воздействия.
Таирова здесь явно больше чем Станиславского или Чехова. И именно подобная диалектика придаёт действию удивительную атмосферу.
Невероятное количество аллюзий обрушивает на зрителя режиссёр Джулиано Ди Капуа. Юношеская ярость и в буквальном смысле — дикость игры актёров, находящихся на самой необычной театральной сцене — старой петербургской квартире, обескураживает, сбивает с толку…
И, вот, вы уже не понимаете на чьей вы стороне. С какой стороны? Как в формально-театральном, так и в политическом, если хотите смысле. Кто они эти люди, что изменили историю? А может, это мы? Спектакль ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Лично для меня это очень ценно. Не назидание или фетиш, а вопрос, на который зритель ответит сам. Каждый по-своему. Разве не в этом свобода мысли? Разве не это — свободомыслие и интеллектуальная честность? Накал, которого достигают участники действия, иногда становится буквально невыносимым. Но разве не в этом реализм? Реализм художественный и творческий, а не жалкая копирка социалистического реализма. Ведь люди, о которых и сделан спектакль — жили в этом накале и делали то, что считали для себя единственным и верным. Кто из нынешних политических деятелей может похвалиться этим? В этом смысле — совсем непонятна реакция, так называемой театральной критики. Да и важна ли она? Будут ли хвалить или проклинать постановку, движущей силой которой выступила одна из самых талантливых актрис Санкт-Петербурга — Илона Маркарова — уже не важно! Ясно одно: то, что это незаурядная, актуальная и невероятно захватывающая попытка постижения Русской Революции через историю первой принципиально-террористической партии в мире, через судьбу её участников, через нарочито выставленные театральные приёмы, является единственной в своём роде.
Пьеса, основана на письмах, воззваниях, выступлениях, речах на суде, мемуарах Веры Фигнер, Андрея Желябова, Софьи Перовской, Макара Тетёрки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Геси Гельфман, Софьи Бардиной, Степана Халтурина.