Никита Новицкий: «Рамки формируются исключительно в сознании зрителей, которые видят сетку мероприятий.»
Мы дорожим своим мнением и мнением своих друзей. Мы считаем, что лучше знаем. Но иногда бывает интересно прислушаться к человеку, который не просто пробует, но и сам готовит многие блюда на музыкальной кухне. Руководствуясь этим мотивом, «Злой Rock» зашёл поговорить с Никитой Новицким — управляющим одной из главных концертных площадок Москвы — клубом RED.
Внимательно слушал и скрупулёзно записывал Иван Обухов.
Иван Обухов: Здравствуй, Никита. Расскажи, пожалуйста, с чего «всё» началось?
Никита Новицкий: Кажется, это был 2010 год. Я искал себе работу. К тому моменту у нас с братом уже была типография, где мы печатали афиши и флаеры для всяких концертов. Кроме ведения типографского бизнеса я играл в группе Those Days. Мы давали какие-то концерты, так у меня сформировался круг общения в музыкальной среде. И когда я закончил работу в типографии, я стал искать работу именно в сфере шоу-бизнеса. И так сложилось, что осенью 2010 года я попал в клуб Milk, на должность менеджера.
Там я занимался тем, что показывал площадку потенциальным арендаторам, сопровождал их, начиная от договоров и заканчивая решением банальных вопросов в день мероприятия — гримерки, технические вопросы, и прочее — такой коммуникатор между промоутером, который делает концерты, и площадкой. Так и работали, почти два года, за это время меня повысили до арт-директора, и в конце 2011 года мы с моим партнером, Тимуром Фейсхановым, основали концертное агентство Line Up и начали делать достаточно крупные мероприятия. Первые из более-менее крупных мероприятий были концерты групп Слот, Tracktor Bowling, Эпидемия.
И.О.: С какими еще группами удалось поработать в этот период?
Н.Н.: Работая в Milk, я уже фактически знал все крупные агентства, многие из которых продолжают свою работу и сейчас. Это Мельница, C.A.T., некоторые другие. К сожалению, по разным причинам многие агентства не дошли до сегодняшнего дня. Мы развивали свое концертное агентство, и где-то в 2012 году мне поступило предложение стать арт-директором площадки ККЗ «Москва» на Триумфальной площади, которая была в глубоком кризисе.
Мы договорились с владельцами площади, взяли управление в свои руки, вошли в долю, и придумали новый бренд — «Москва HALL», потому что это было несколько благозвучнее, чем ККЗ «Москва». Начали развивать площадку, и, по большому счету, с первого же месяца загруженность стала очень хорошей, и именно там мы начали делать большой объем своих собственных мероприятий — как отечественных, так и иностранных артистов. Трафик был очень большой, иногда в месяц доходило до 35 мероприятий, то есть это был и вечер, затем ночь, свободных дней практически не оставалось.
Еще какое-то время я был соучредителем клуба ТЕАТРЪ — где-то в 2014 году. Мы продали его в 2015. Сейчас там новый владелец, наши хорошие друзья.
И.О.: Как вы связывались с западными группами?
Н.Н.: Мы работали и работаем с рядом букинг агентств, но сейчас, в связи с кризисом мы перестали работать с западными артистами и переключились на отечественных. А на тот момент мы активно занимались привозами, сотрудничали с CAVIAR LOUNGE, с Семеном Гальпериным — это букер и арт-директор екатеринбургского «Телеклаба», каких-то артистов сами привозили, напрямую общались с менеджментом. Но, как правило, работали с букинг-агенствами. Ну и самое крупное мероприятие, которое мы устраивали, это концерт Guano Apes в клубе Milk в 2012 году. The Used мы привозили в Мilk, привозили Tricky в Москва Hall. В таком формате Москва Hall работал порядка двух лет, и в 2014 году так сложилось, что здание, в котором находился клуб, перекупил другой владелец, и у нас возникли разногласия на почве аренды и формата работы заведения. Нам пришлось съехать.
Позже, на одной из конференций, мы разговорились с Михаилом Мининым (генеральный директор компании «Пономиналу»). Я рассказал ему про ситуацию с Москва Hall, и он предложил мне познакомиться с владельцем холдинга Ивент Москва. В состав холдинга входят Известия HALL, ICON, RED, Gipsy, «Микс», в общем, большое количество заведений. Весной 2014 года я договорился взять в управление площадку на Болотной набережной, 9. И мы придумали новый бренд — RED.
На самом деле, мы достаточно долго, несколько недель ломали голову над названием, было много вариантов. В итоге решили сделать привязку к локации — к «Красному Октябрю», Красной площади, которая находится рядом. Подумали, что название будет короткое, запоминающееся, и остановились на нем. Естественно, мы штудировали названия на предмет, были ли они в принципе в Москве или где-то ещё и выяснили, что единственная площадка с таким названием — тоже RED — была в Санкт-Петербурге, в начале двухтысячных годов. В Москве подобных названий не было. По крайней мере, в клубной индустрии точно.
И.О.: Каково это — открывать новое место?
Н.Н.: Достаточно увлекательно, в первую очередь. Мне в принципе нравится начинать что-то новое, это сопряжено с некоторыми трудностями, как и любой стартап, но эти первые шаги, конечно, очень интересны. Когда ты придумываешь бренд, когда начинаешь его продвигать, тем более, когда он начинает приносить определенную прибыль с коммерческой точки зрения. К этому времени была подобрана команда и все люди знали, кому, что и как делать. Плюс ко всему, после работы в трёх-четырёх клубах, приходит понимание, что нужно делать, а чего делать не нужно. Когда у тебя за плечами уже не первая площадка, ты точно знаешь, как вывести площадку на окупаемость в максимально быстрый срок, как сделать качественный сервис для посетителей, с какими артистами и агентствами нужно сотрудничать, а с какими нужно быть более осторожными. Все приходит с опытом. Опыт безусловно решает.
Я такой человек, который любит всегда что-то новое, поэтому мне сложно заниматься одним проектом длительное время, мне начинает надоедать. Я пытаюсь выгодно его продать и найти что-то более интересное в коммерческом плане. Эти вещи надо рассматривать с точки зрения бизнеса. Мне нравится то, что мы сейчас делаем, и новый бизнес подпитывает меня какой-то энергетикой, дает толчок. Я не сожалею о предыдущих проектах, наоборот, каждая новая площадка учитывает ошибки предыдущей. Мне кажется, что сейчас, по крайней мере по уровню сервиса, нынешняя площадка значительно превосходит и Москва HALL, и ТЕАТРЪ.
И.О.: Уже есть мысли, куда двигаться дальше?
Н.Н.: Сейчас, в связи с кризисом, очень сложно делать прогнозы на длительный срок. На мой взгляд, с одной стороны рынок очень сузился, с другой — открывается все больше и больше площадок. На данный момент в сегменте концертных клубов в Москве в перспективе одного-двух-трех лет я не вижу каких-то новых бизнес идей. Буквально недавно появилась идея открыть площадку на каком-нибудь летнем курорте, возможно даже под брендом RED. Возможно, это будет Сочи, возможно, в этом или в следующем году. Я вижу потенциал в таком начинании, так как в нынешнее время такие направления как Турция или Египет стали закрыты для россиян, и люди большой массой ездят отдыхать на наши курорты, а развлечений там, мягко говоря, не очень много, и сервис тоже оставляет желать лучшего. Я сам был там прошлым летом и концертных клубных площадок я там не увидел. Может быть я ошибаюсь, но я их не нашел. Там есть крупный концертный зал, в котором проходят мероприятия — Лепс выступает, и разные мастодонты нашего шоу-бизнеса, а вот площадок в сегменте до 1000 человек я не встретил. И мне кажется, это будет интересная история, сезонная, но интересная.
И.О.: Организация концертов — это рискованный бизнес. Сегодня у человека есть деньги и он идет в клуб, если нет — сидит дома. Как вести дела и удерживать взятый уровень при таких скачках конъюнктуры?
Н.Н.: Мое личное мнение, что артисты, на которых есть спрос, которые собирают зал, на которых хотят ходить люди, выживут и в кризис. Даже студент, которому нравится какая-то группа, отложит деньги, но пойдет на концерт. С отечественными артистами немного сложнее, так как трафик мероприятий в городе очень большой, и артисты дают по 4–5 концертов в год, большинство артистов. Соответственно, человек в кризис будет думать, сходить ли ему сейчас, или через три месяца, когда его финансовое состояние станет чуть-чуть лучше. Это что касается спроса. Что касается действий, которые мы предпринимаем, об этом можно долго разговаривать. Стараемся сократить какие-то свои издержки, работаем в этом плане, оптимизируем, что можно. Пытаемся придумать какие-то новые маркетинговые идеи.
Кризис очищает рынок и убирает людей, которые не умеют работать, которые не могут отладить свой бизнес так, чтобы он и в кризис смог существовать, приносить какую-то прибыль. Что касается групп, то те группы, которые не работают постоянно со своей аудиторией, упускают что-то новое, не пытаются продвигать себя, находятся в некоем застое, уходят со сцены. Те, кто наоборот постоянно саморазвиваются, зачастую «выстреливают» именно в кризис.
И.О.: По каким критериям RED отбирает артистов?
Н.Н.: На самом деле, какой-то конкретной политики по артистам нет. И я думаю, что в 99% заведений большого формата нет какой-то политики по тем или иным артистам. Выступают все, начиная от рэп и поп-артистов, заканчивая death и power металлом, дискотеки проходят совершенно разные, и заканчивая транс мероприятиями, коммерческим хаусом. Жестких рамок нет. Естественно, мы бы не хотели видеть каких-то антисоциальных артистов. Все остальные — пожалуйста. Рамки формируются исключительно в сознании зрителей, которые видят сетку мероприятий. Но она может быть одна в текущем сезоне, и совершенно другая в следующем.
И.О.: Подходя к ближайшим планам, есть ли какие-то особенно ожидаемые мероприятия?
Н.Н.: Этим летом будет уже второй фестиваль RED Summer, который организуем мы сами, с нашим концертным агентством. Он проходит на одной из площадок нашего холдинга, в клубе Gipsy, который тоже находится на Болотной набережной. Позиционируется фестиваль как концерты без крыши, на открытой площадке на «Красном Октябре». В прошлом году в рамках фестиваля была серия сольных концертов каждую неделю, каждый раз — интересные артисты. Тут мы подходим очень щепетильно к этому вопросу, к отбору артистов, пытаемся подобрать несколько жанров и выбрать наиболее ярких представителей. В том году у нас выступала Елка, был концерт «Ленинграда», концерт группы «Каста», и два попсовых исполнителя — «Пицца» и «Градусы». Не буду раскрывать карты, но могу пообещать, что в этом году тоже будет очень интересная серия из 5–6 концертов. Это будет самое яркое событие под нашим брендом в летнем сезоне.
И.О.: А из прошедшего? Есть ли какие-то наиболее запомнившиеся концерты, события, лица?
Н.Н.: Ой, столько всего было за мою, если можно так сказать, карьеру. В качестве менеджера, организатора и управляющего я провел больше трёхсот мероприятий, поэтому очень сложно что-то выделить. Для меня самым ярким воспоминанием остается наш первый большой привоз — Guano Apes — о чем я говорил в начале беседы. Это было самое яркое воспоминание, потому что оно было первым. А так было много хороших концертов, классных исполнителей. Еще мы от концертного агентства делали большое шоу на площадке Stadium, это была постановка рок-оперы группы «Эпидемия» в 2014 году. Там было очень серьезное шоу, очень длительный подготовительный процесс.
И.О.: Много нервов отнимает такая работа?
Н.Н.: Да, конечно. Сейчас я уже научился с этим бороться, а поначалу каждый проект был сопряжен с тем, что в процессе организации и проведения мероприятий я терял много нервных клеток. Сейчас я стал проще ко всему этому относиться.
Рассказывал Никита Новицкий.
Слушал и записывал Иван Обухов.