3 июня 2016. Pierre Bastien. Центр «Марс»
63-летний парижский авангардист и доктор филологии Сорбонны много лет строит изощренные музыкальные механизмы из бумаги, деталей детского конструктора, дощечек с гвоздями, резиновых шлангов и иных диковинных предметов. Он неоднократно выступал в Москве и Петербурге, тем не менее, называть его концерт заурядным вряд ли было бы справедливо. 3 июня Pierre Bastien выступит в центре «Марс».
Родился в 1953 году в Париже. Закончил аспирантуру Сорбонского университета в Париже, где занимался изучением французской литературы XVIII столетия.
В 1977 году создал свою первую музыкальную машину. Следующие десять лет писал музыку для танцевальных ансамблей. В то же время не переставал работать над своим механическим оркестром. Начиная с 1987 года он концентрирует всё своё внимание только на нём и проводит сольные выступления, делает звуковые инсталляции и записи, сотрудничает с такими творческими личностями, как Пьеррик Сорен, Карел Дуинг, Джин Вайнфельд, Роберт Уайятт, Иссей Мияке, Алексей Айги.
В 1986 году он стал участвовать в выступлениях оркестра Паскаля Комлада. В 1990-х годах оркестр уже состоял из 80 элементов. Он участвовал в музыкальных фестивалях и выставках искусства в Норвегии (World Music Days’90), Австралии (Tisea’92), Японии (Artec’95), Канаде (Fimav’95, Sound Symposium’98), Польше (Warsaw Autumn’95), Соединённых Штатах (Flea Festival’96).
«Люди играют слишком много — они знают слишком много музыки, они стремятся показать свое умение. А машинам не надоедает играть три ноты десять минут подряд», — объясняет свой минималистский подход Бастьен. В произведениях композитора можно расслышать отголоски самых разных музыкальных направлений — от джаза и народной музыки до авангарда и musique concrète (впрочем, сам Бастьен определяет себя как наследника европейской академической традиции); не в последнюю очередь этому многообразию способствует эклектичный инструментарий, на котором играют его машины: китайская лютня, марокканский бендир, скрипка, старый проигрыватель виниловых грампластинок, детское пианино и многое другое.
«Пьер Бастьен – это воистину человек-машина двадцатого века», — так охарактеризовал своего коллегу авангардист Паскаль Комелад, позднее пригласивший его в свой оркестр Bel Canto Orquesta. Однако, несмотря на причастность к композиторской среде, Пьер Бастьен известен далеко за пределами авангардной и академической музыкальных сцен: в любви к его музыке признавался сам Афекс Твин, а его пластинки выходили на таких знаковых для электроники лейблах, как Morphine Records и Rephlex Records.
В Москве Пьер впервые исполнит свою новую программу «Quiet Motors». Концерт проходит в рамках серии камерных событий Fields. Основные ориентиры серии: умная электроника в диапазоне от экспериментального техно до дроун-эмбиента, лабораторная электроакустика, минимализм и изобретательный авангард. Специфика места определяет формат: большая часть выступлений будет сопровождаться визуальным материалом от самих артистов или сторонних видеохудожников.