1 декабря 2016. К. Рихтер, Hauschka. Колонный зал Дома Союзов

1 декабря 2016. К. Рихтер, Hauschka. Колонный зал Дома Союзов.

1 декабря 2016. К. Рихтер, Hauschka. Колонный зал Дома Союзов.

1 декабря SOUND UP представит немецкого музыканта Hauschka и российского композитора Кирилла Рихтера. Событие состоится в Колонном зале Дома Союзов.

Hauschka /DE/
Немецкий пианист и композитор Фолькер Бертельманн — одна из самых заметных фигур новой музыки, возникшей на стыке между академической традицией и поп-культурой. Мало кто поверит, что композитор, чьи сочинения звучат на фестивалях бок о бок с произведениями классиков XX века вроде Эрика Сати, Джона Кейджа и Стива Райха, начинал свою карьеру в хип-хоп-группе, которая в 1990-х была известна на всю Германию.

Сейчас Бертельманн, взявший себе псевдоним в честь не самого известного австрийского композитора XIX века, ассоциируется с музыкой для «подготовленного фортепиано» — классическим роялем, между струнами которого зажаты различные предметы в диапазоне от кусочков бумаги и фольги до столовых приборов. Этот, по сути, новый инструмент, полученный модернизацией старого, во второй половине XX века изобрел великий визионер и новатор академической музыки Джон Кейдж. Hauschka, записавший с десяток альбомов интригующих пьес для кейджевского изобретения, является одним из самых известных популяризаторов «подготовленного фортепиано» в новом столетии.

Другая инновация Джона Кейджа в области фортепианной музыки заключается в том, что он превратил рояль — священную корову композиторов-романтиков, писавших для него великие мелодии, — в ударный инструмент. Здесь Фолькер, прошедший школу хип-хопа, тоже следует за Кейджем — под его пальцами фортепиано превращается в целый оркестр ударных инструментов, который способен выдавать как сочный грув, так и затейливую полиритмию.

На счету Hauschka — 13 альбомов изобретательной музыки (написанной не только для «подготовленного фортепиано», но для самых разных инструментальных составов вплоть до полноценного оркестра), саундтреки к фильмам, выставкам, театральным и хореографическим постановкам, совместные проекты с известными электронными и классическими музыкантами и даже ремикс на фрагмент вагнеровской оперы «Парсифаль». Уважаемый немецкий пианист и композитор не устает пробовать новые подходы к музыке и удивлять публику.

КИРИЛЛ РИХТЕР /RU/
Выступление в Колонном зале Дома Союзов для Кирилла Рихтера имеет особое значение. «Для меня это знаковый зал. Здесь я впервые в жизни услышал, как звучит оркестр, придя с мамой на “Симфонические танцы” Сергея Рахманинова, – объясняет молодой пианист и композитор. – Эта музыка меня потрясла. Забавно, что я тогда подумал: “Интересно, смогу ли я когда-нибудь здесь выступить?”». Повороты судьбы порой непредсказуемы, но такой вираж не смог бы выдумать даже самый изощренный сценарист: 25-летний музыкант, который собирался стать дизайнером и еще не дописал дебютный альбом, будет играть в знаменитом концертном зале Москвы, расположенном в двух шагах от Большого театра.

Сперва Кирилл Рихтер пытался уйти от своего предназначения. Поздно начав учиться игре на фортепиано, он относился к занятиям музыкой как к драгоценному хобби, но, мысля рационально, пробовал состояться в другой стезе. Сначала юноша постигал квантовую физику и чертежную графику в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», потом получил степень бакалавра в Британской высшей школе дизайна по специальности Fashion Design. Талант, однако, указывал на другое: пианиста и композитора, наверстывавшего упущенное в детстве гигантскими скачками, приглашали на прослушивание в консерваторию, и в 2010-м Кирилл Рихтер решил, что хочет заниматься только музыкой.

Композиторское портфолио Кирилла Рихтера начинается с фортепианных вальсов, собранных в цикл «На пути к возлюбленному городу». Простые, подвижные и эмоциональные пьесы неизменно впечатляют слушателей. Автор, больше всего ценящий в музыке искренность и энергетику, полагает, что причина их популярности у слушателей в том особом чувстве, с которым он играет свои произведения. «Моя музыка – саундтрек к жизни, к моментам, которые случались со мной, – объясняет Кирилл Рихтер. – Истории, которые я рассказываю, каким-то образом находят отклик и в других жизнях. Именно тогда рождается чувство, будто мы все говорим на одном языке».

Выложив несколько записей своих вальсов на SoundCloud, молодой композитор получил предложение от шведского лейбла 1631 Recordings выпустить дебютный альбом, который и записывает сейчас в московской студии. Однако для него эта музыка уже принадлежит прошлому: он больше увлечен совместной работой с виолончелистом Августом Крепаком и скрипачкой Аленой Зиновьевой. Опытные музыканты, переигравшие все – от барочной музыки до Шнитке, – неподдельно увлеклись музыкой молодого композитора. Вместе с ними Кирилл Рихтер экспериментирует со звукоизвлечением классических инструментов в экспрессивных минималистских трио. «Сейчас я сознательно отказываюсь от электроники. Меня интересуют пределы тембральных возможностей акустических инструментов. Как добиться того, чтобы скрипка звучала, как электрогитара? Как получить звук, похожий на бьющееся стекло? Как добиться вибрирующего щелчка, который издавала большая стрелка пластиковых китайских часов из моего детства?» Оставаясь искренними историями из жизни, новые сочинения Кирилла Рихтера, которые прозвучат в Доме Союзов в рамках фестиваля SOUND UP и войдут в его следующий альбом «CHRONOS», касаются тем, находящихся где-то между метафизикой и диалектикой. «Можно ли победить время, договориться с ним, как с живым существом? Как зафиксировать вечно движущийся и изменяющийся ход истории? Как выразить механистичность мира и его подчинение физическим законам? – коротко пересказывает композитор сюжеты своих новых сочинений и обаятельно улыбается. – Все же первое образование на меня сильно повлияло».

SOUND UP – это серия уникальных концертов для тех, кто интересуется новым звуком и новыми идеями.
Каждый месяц на лучших площадках Москвы выступают российские и иностранные композиторы и исполнители, которые делают музыку, не попадающую в ячейки периодической таблицы стилей, устоявшейся в XX веке, находящуюся в трансферной зоне между академической традицией и современной поп-музыкой, на стыке акустического звукоизвлечения и электронных экспериментов.