Почему Вы должны посмотреть фильм «Брат» — русский ответ из 90-х на британский Trainspotting

Почему Вы должны посмотреть фильм “Брат” - русский ответ из 90-х на британский Trainspotting

Почему Вы должны посмотреть фильм “Брат” — русский ответ из 90-х на британский Trainspotting

Недавно упомянутая Гошей Рубчинским дилогия предлагает ключ к пониманию российской молодежи того времени

31 января, текст: Саша Амато, Dazed (перевод: Иван Обухов)

В этом месяце, во время заключительной части показа коллекции Гоши Рубчинского сезона «осень-зима 2018» в екатеринбургском «Ельцин-центре», мужской хор из участвующих в показе моделей исполнил акапелла душераздирающую песню легендарной российской рок-группы Nautilus Pompilius «Прощальное письмо», более известную по строчке из припева «Гудбай, Америка». В эпоху хакерских скандалов, теорий заговоров, санкций и изоляционизма, легко быть неправильно понятым, но эта песня являет собой не столько советский призыв разорвать с Западом, сколько реквием по несостоявшемуся побегу в страну, которую советский гражданин бы никогда не увидел, или, по крайней мере, в страну, которую он мог представить себе в своих фантазиях.

Песня вошла в саундтреки к нескольким фильмам, самым популярным из которых является легендарный «Брат 2» — выдающееся произведение режиссера Алексея Балабанова, любимца западных поклонников кино. Сложно описать все то, что значат эти песня и фильм для русских, но вот что говорит сам Рубчинский: «Для моего поколения это знаковая картина о 90-х. „Брат“ стал для русских тем же, чем Trainspotting стал для Англии, для того же поколения».

Екатеринбург (на момент рождения режиссера — Свердловск) был родным городом Балабанова, а «Ельцин-центр» стал идеальным местом для проведения показа Гоши: это музей, передающий связанные с судьбой России ожидания, появившиеся после прихода к власти первого демократически избранного президента страны. Хотя «Прощальное письмо» относится к сиквелу, Рубчинский говорил о менее известном фильме «Брат», работу над которым Балабанов завершил в 1997 году. По его собственному признанию, «он хотел снять кино о музыкантах и преступниках, бывших его друзьями».

Ниже представлены пять причин, по которым главный герой фильма Данила Багров (в исполнении Сергея Бодрова) и его режиссер стали национальными героями, а точнее — антигероями, и почему дилогия «Брат» остается сегодня такой же актуальной, как и 20 лет назад.

ЭТО КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ РУССКИХ

По сути, сюжетная линия начала фильма «Брат» очень простая — молодой парень возвращается с войны и пытается отыскать остатки своей семьи, обрести свою жизнь и понять, чего он хочет. Он влипает в неприятности с питерским криминалом и вынужден драться, чтобы выжить. Эта история, несмотря на обилие насилия, ксенофобии (большей частью демонстрируемой главным героем) и смертей, не смогла по-настоящему шокировать российских зрителей конца 90-х. Потерявшие чувствительность к огромному количеству смертей, преступности и насилия, транслировавшемуся по телевидению того времени, кинокритики восприняли «Брата» как честную рефлексию над российской повседневностью.
Знакомство с представителями преступного мира было обыденной вещью, так как бандиты были буквально повсюду. Я до сих пор помню, как мою маму пригласили на свидание с «новым русским», но встреча сорвалась. Позже мама узнала, что ухажера и его машину расстреляли, пока криминальный авторитет ее ждал.

Стремление выжить и преуспеть, которое демонстрирует Багров, расстреливая мафиози, беря заложников, и уходя от киллеров — это стремление, знакомое любому русскому, надеявшемуся вырваться из нищеты в новый мир, полный возможностей, опасностей и головокружительного успеха.

ЧУДО, ЧТО «БРАТА» ВООБЩЕ СНЯЛИ

Ни один национальный канал не хотел финансировать производство «Брата». Написав сценарий в маленькой комнатке, где Алексей Балабанов и Сергей Бодров частенько выпивали и разговаривали, режиссер, поняв, что денег ему никто не даст, решил снять фильм самостоятельно, используя компанию, основанную им в 1992 году. К моменту начала производства съемочная бригада располагала бюджетом не более 20 000 долларов, и большинство актеров работали бесплатно, принося одежду и реквизит из дома.

Светлана Письмиченко (исполнившая роль Светланы — любовницы Данилы) получила что-то порядка тысячи долларов и научилась управлять трамваем, в то время как оператор-постановщик Сергей Астахов примерил на себя роль дальнобойщика, когда оказалось, что больше этого сделать некому.
Учитывая, что критики того времени называли выход «Брата» на киноэкраны «самым важным событием года», и даже три года после релиза фильм оставался одним из самых продаваемых в стране (когда его сиквел, «Брат 2», возглавлял список), усилия, приложенные к созданию «Брата», делают его уникальным примером решимости режиссера.

ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПСУЛА ВРЕМЕНИ

Как и большинство работающих в жанре youth movies (как, например, «Асса», 1987 Сергея Соловьева, включавшая несколько живых выступлений рок-групп), создатели «Брата» для придания картине мрачной атмосферы воспользовались своими знакомствами с пост-советскими рок-группами. Вячеслав Бутусов, вокалист «Наутилуса Помпилиуса», был приглашен Балабановым выступить на концерте, куда по сюжету приходит Данила Багров. Режиссер и музыкант были давними друзьями, познакомившись еще в Свердловске. Балабанов пообещал Бутусову снять для него видеоклип, если тот согласится принять участие в «Брате».

Одна из первых рок-групп, выступившая за пределами СССР — «Аквариум», и лидеры хит-парадов того времени — рокеры «Чиж и Ко» — также появляются в фильме. Но в наибольшей степени с фильмом ассоциируется гнетущий пост-панковский саунд «Наутилуса». В том же году, когда «Брат» был выпущен на VHS по всей России, Бутусов распустил Nautilus, что делает фильм настоящим музыкальным архивом того бурного времени.

ЭТО ХРОНИКА УЛИЧНОЙ МОДЫ

«Плеер такой реальный, а одет как обсос»: так уличная тусовщица Кэт описала стиль Данилы. Слово, которая она использует, чтобы его оскорбить, является анахронизмом, означающим что-то типа «неряхи» или «неудачника». Фирменный знак Данилы — вытянутый желто-серый свитер — купила художник по костюмам Надежда Васильева, заплатив за него 25 рублей (в то время, как в 1997 году один доллар стоил 5785 рублей).

Фильм скрупулезно запечатлел русский уличный стиль того времени; панки, пытающиеся подражать западной культуре, гоняющиеся за последними технологическими новинками и модой на хип-хоп; главный герой, едва накопивший на свои свитер с ветровкой; и мафиози в красных костюмах от Versace, черных пальто и с золотыми цепями.

Актер Сергей Мурзин, сыгравший роль босса мафии «Круглого», чей образ придал определенную изюминку всему фильму, сам выбирал одежду для своего персонажа, и действительно сделал это настолько хорошо, что однажды ночью местная преступная группировка оставила у дома артиста новенький «Бьюик». Тот факт, что актер ездит на старой дребезжащей «пятерке» (ВАЗ-2105), бандиты расценили как личное оскорбление.

САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЭТО ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Основная причина, по которой современная молодежь может разглядеть себя в героях фильмов «Брат» и «Брат 2», заключается в том, что дилогия очень хорошо изображает поколение, лишенное всяких прав; поколение непонятых, злых молодых людей, которые не нужны ни родителям, ни правительству, ни стране. Юные персонажи фильма «Брат», кажется, непоправимо надломлены войной, нищетой, преступностью и жестокостью, и, как обнаруживает персонаж Бодрова во второй части «Брата», они не нужны не только у себя дома, но и в других странах, которые, как они думали, примут их.

Звучащая в фильме песня «Гудбай, Америка» — это не ксенофобствующий военный гимн, это колыбельная по разбитым мечтам, последнее желание страны, у которой изначально не было ни единого шанса преуспеть. Несмотря на это, персонажи Балабанова — Данила, его брат Виктор, проститутка Мэриллин — сумели выжить, поскольку полученный ими жизненный опыт и пережитые страдания подготовили их к любым испытаниям судьбы. И Балабанов, и Бодров давно скончались, но их наследие — кинохроника выживания человека вопреки всему и вся, и воодушевляющее видение России сегодняшними молодыми западными зрителями — продолжает жить.